CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Узбекистан в противостоянии пандемии

Экономические последствия

Так, по мнению экспертов Всемирного банка, распространение коронавируса COVID-19 является существенным ударом для республики и его перехода к рыночной экономике (Табл.1). Ими прогнозируется, что в 2020 году экономический рост в стране существенно сократится в результате значительного сокращения внешней торговли и крупномасштабных внутренних экономических потрясений[1].

Таблица 1.

Динамика основных макропоказателей развития экономики Республики Узбекистан по базовому сценарию

Макропоказатели (2017-2019 гг – факт; 2020-2022 гг - прогноз), в %

 

           
             
 

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

Реальные темпы роста ВВП, в постоянных рыночных ценах

4,5

5,4

5,6

1,6

6,5

5,5

-Частное потребление

1,3

3,8

5,4

0,4

6,1

5,4

-Государственное потребление

6,1

3,7

5,5

6,5

5,2

4,6

-Валовые инвестиции в основной капитал

7,1

18,1

33,8

3,1

10,4

10,0

-Экспорт товаров и услуг

1,3

10,7

10,9

1,2

6,7

10,1

-Импорт товаров и услуг

2,2

26,8

47,3

3,2

11,2

14,2

-Сельское хозяйство

1,2

0,3

2,5

2,6

2,8

3,4

-Промышленность

5,4

11,5

8,9

2,1

5,2

5,8

-Услуги

6,3

5,2

5,5

0,6

9,7

6,6

Инфляция (дефлятор частного потребления)

13,9

17,5

15,2

15,8

14,8

12,0

Баланс счета по текущим операциям, % к ВВП

2,5

-7,1

-4,2

-8,5

-5,3

-2,6

Фискальный баланс, % к ВВП

-1,9

-2,1

-3,9

-5,6

-4,7

-2,5

Долг, % к ВВП

20,2

20,6

29,0

32,1

33,1

33,0

Общий фискальный баланс, % к ВВП

-1,8

-1,7

-3,5

-5,1

-4,3

-2,2

[1] World Bank Group. Fighting COVID-19. Spring 2020.

Источник: Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2020 : Fighting COVID-19 https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33476

Ожидается, что реальные темпы роста ВВП в республике сократятся с 5,6% в 2019 г. до 1,6% - в 2020 году. В дальнейшем предполагается восстановление экономической деятельности и достижение роста ВВП в 2021 г. – на уровне 6,5%, 2022 г. – 5,5%.

Темпы роста производства промышленной продукции снизятся с 8,9% в 2019 г. до 2,1% - в 2020 г, а сектора услуг за тот же период – с 5,5% до 0,6%. Крупномасштабное падение производства в реальном секторе экономики неизбежно скажется на состоянии государственных финансов.

По прогнозам экспертов Всемирного банка дефицит счета по текущим операциям возрастет с 4,2% до 8,5%, государственного долга – с 29,0% до 32,1%, общего фискального баланса – с 3,5% до 5,1%. В дальнейшем, начиная с 2021 года, в случае преодоления негативных последствий от COVID-19, динамика макропоказателей будет улучшаться.

Оценки отечественных специалистов подтверждают эти негативные прогнозы Всемирного банка на 2020 год. Так, по мнению заместителя премьер-министра - министра экономического развития и сокращения бедности Джамшида Кучкарова рост ВВП Узбекистана в первом квартале составил на уровне 4,1−4,4%, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 0,9−1,2% (5,3% - в январе-марте 2019 г.). Бюджетный дефицит в 2020 году прогнозировался на уровне 2,7%, но с учетом текущей ситуации этот показатель может вырасти на 2 п. п.[2]

Рассматривая эффекты от введения ограничений (карантина) на Госбюджет страны можно отметить, что наблюдаются различные виды влияния:

во-первых, бюджет испытывает прямые потери от реализации мер, направленных на сдерживание распространение инфекции (выявление инфицированных, лечение больных, организация этих процедур), трансферты и субсидии для поддержки отдельных секторов экономики, бизнеса и населения;

во-вторых, государством введены налоговые льготы для отельных сфер деятельности, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

в-третьих, налогоплательщики сократили выплаты по причитающимся налогам и сборам, в связи с падением производства (предоставления услуг), приостановлением деятельности и другим причинам (сокращение спроса, отсутствие сырья и комплектующих, отсутствие квалифицированных кадров);

-в-четвертых, сократились выплаты в бюджет со стороны НДС и таможенных пошлин, акцизов на импортируемые виды продукции, что связано как с сокращением спроса на внутреннем рынке, введением ограничений для импортеров, а также с проблемами у самих производителей и поставщиков данной продукции.

Первоочередные меры

Уже 19 марта т.г. в республике был принят первый пакет мер, направленный на обеспечение макроэкономической стабильности, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны.

Среди принятых мер ключевое место имеет создание специального Антикризисного фонда со средствами в размере 10 трлн сумов, функциями которого являются[3]:

а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;

б) поддержка предпринимательства и занятости населения;

в) расширение социальной поддержки населения;

г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.

27 апреля 2020 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Указ №УП-5986 «О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии»[4].

В соответствии с этим нормативным актом были введены дополнительные послабления для предпринимателей, в частности микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых негативно сказались последствия пандемии, до 31 декабря предоставляется беспроцентная отсрочка налогов (ранее – до 1 октября).

Физическим лицам предоставляется право на беспроцентную отсрочку по уплате подоходного налога, полученного от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений предпринимателям, которые приостановили деятельность в период распространения коронавирусной пандемии. Сумма предоставляемой отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц подлежит уплате равными долями в срок до 1 апреля 2021 года.

Общий размер налоговых стимулов, предоставленных бизнесу в рамках принятых Указов Президента Республики Узбекистан примерно составляет 3,7 трлн.сум, в том числе за счет налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц, фиксированному налогу для индивидуальных предпринимателей, социальному налогу – около 541 млрд.сум.

Для более, чем 20 тысяч субъектов предпринимательства отменен порядок применения повышенных ставок по налогу на имущество и земельного налога, а также других штрафных санкций. В результате реализации этой меры общая сумма преференций для бизнеса составит около 1,8 трлн. сум.

Предпринимателям представлены отсрочки по уплате налогов в размере 1,3 трлн.сум, которые со временем поступят в бюджет в полном объеме (в 2021 году). Им досрочно возвращена ранее уплаченная ими сумма НДС в размере 414 млрд.сум, которую можно было бы вернуть после 1 июля, как планировалось ранее.

Переломный момент

В период с 20 по 24 апреля в республике проведены ряд селекторных совещаний под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, на которых обсуждались вопросы развития строительных и промышленных отраслей, обеспечения занятости и недопущения снижения доходов населения на примере Самаркандской и Наманганской областей, обеспечения стабильности текстильной промышленности, смягчения воздействия пандемии на отрасль, обеспечения занятости населения и возобновления деятельности отраслей экономики в Ферганской и Кашкадарьинской областях. Исходя из принятых решений и поставленных задач на этих совещаниях, можно говорить о том, что в борьбе с пандемией коронавируса в Узбекистане произошел переломный момент и наступает новый этап[5].

По мнению специалистов, на новом этапе развития страны первоочередными задачами становятся постепенный, взвешенный и осторожный выход из режима карантинных мероприятий, чтобы не спровоцировать новые вспышки распространения вируса, а также восстановление экономической активности, сдерживаемой ранее рамками карантинных мероприятий.

По решению Республиканской антикризисной комиссии с 25 апреля разрешена деятельность:

  • пунктов коммерческих банков на различных объектах; рынков стройматериалов;
  • сетевых магазинов крупных производителей, предназначенных для продажи собственных продуктов;
  • ремесленников и мастеров по продаже созданных ими изделий; субъектов предпринимательства, занимающихся химической чисткой, выращиванием и продажей семян и саженцев, продажей автомобильных запчастей;
  • организаций по оказанию сервисного обслуживания автомобилей, сельскохозяйственной и строительной техники; нотариальных контор и страховых компаний, а также разрешено возобновить приостановленные инвестиционные проекты и работы по строительству объектов социальной сферы.

На совещании 20 апреля Главой государства дано поручение Специальной республиканской комиссии поэтапно смягчить карантинные ограничения в областях, районах и городах, в которых не были выявлены случаи коронавируса или имеет место улучшение эпидемиологической ситуации. Предусматривается разрешить проведение всех видов строительных работ при условии полного соблюдения правил карантина.

В республике одним из ведущих секторов экономики является строительная сфера, в которой занято 1 325 тыс. человек. Поэтому именно этой отрасли уделено первоочередное внимание в ходе восстановления экономической активности в национальной экономике.

В целях недопущения снижения объемов строительства в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 трлн сумов.

Для стимулирования строительства жилья внедряется механизм, в соответствии с которым Государственный фонд по поддержке развития предпринимательской деятельности будет предоставлять частным подрядным организациям частичную компенсацию расходов по процентам кредитов и поручительство в размере до 50 процентов от суммы кредита. Предусматривается продление ипотеки с 15 до 20 лет, повышения верхней границы суммы ипотеки.

Строительная отрасль тесно связана с рынком строительных материалов. С учетом этого перед акционерной компанией «Узстройматериалы» была поставлена задача довести в первом полугодии 2020 года производство продукции до 10 трлн сумов до 22 трлн сумов до конца текущего года.

На совещании 23 апреля были рассмотрены проблемы обеспечения бесперебойной работы текстильной промышленности, смягчения воздействия коронавирусной пандемии на данную отрасль. Данная сфера экономики также является одной из ключевых с точки зрения занятости населения и экспортным потенциалом. В текстильной промышленности действует более 2 тыс. предприятий, на которых заняты 365 тыс. работников.

Для активизации текстильной отрасли необходимо обеспечить предприятия необходимыми оборотными средствами для ее стабильного функционирования в условиях действующих ограничений и сокращения рынков сбыта текстильной продукции. С этой целью принято решение на продление с 90 до 150 дней срок окончательной оплаты за хлопок-волокно, реализованный до 1 апреля текущего года. Министерству финансов было поручено внедрить механизм оперативного возврата суммы НДС прямо на таможне.

Особое внимание уделено развитию текстильной отрасли на перспективу, в частности ее высокого экспортного потенциала. В этих целях будут организованы крупные экспортные предприятия с участием зарубежных компаний, производству востребованной продукции под известными брендами.

По пути восстановления

По поручению Президента Узбекистана с 8 мая в республике вводится режим оценки эпидемиологической опасности, в соответствии с которым все регионы разделяются по уровням риска заражения коронавирусом на три зоны.

В «красную» зону с высоким риском распространения инфекции, где за последние 14 дней были выявлены новые случаи заражения, вошли территории Самаркандской, Наманганской, Ферганской, Ташкентской, Андижанской, Бухарской и Сырдарьинской областей, а также Республика Каракалпакстан. «Желтый» уровень опасности со средним уровнем риска заражения выставлен Сурхандарьинской, Хорезмской областям и городу Ташкенту. «Зеленый», минимальный уровень риска получили такие области, как Навоийская, Джизакская и Кашкадарьинская.

Введение «зонирования» позволит максимально упростить использование ограничительных и либеральных инструментов в зависимости от эпидемиологической ситуации в соответствующем регионе, области, населенных пунктах.

12 мая на видеоселекторном совещании Главой государства были озвучены дополнительные меры по поддержке бизнеса, среди которых[6]:

  • ставка социального налога для малого предпринимательства и фермерских хозяйств будет снижена с 12% до 1% в период с мая по июль текущего года.В результате реализации этой меры более 260 тыс. предприятий и фермерских хозяйств смогут сэкономить около 650 млрд сумов и использовать их в качестве оборотных средств;
  • субъекты малого бизнеса и индивидуальные предприниматели будут освобождены от земельного налога и налога на имущество в течение следующих трех месяцев (июнь, июль, август).В результате более 50 тыс.предпринимателей получат 300 млрд сумов;
  • в апреле-мае более 1000 субъектам предпринимательства будут списаны 80 млрд сумов пени,начисленной за просрочку уплаты налога на землю и имущество;
  • предприниматели получили возможность оплачивать таможенные пошлины с отсрочкой до 120 дней, что оставит в их распоряжении около 540 млрд сумов;
  • для дальнейшей поддержки малообеспеченных семей из бюджета будет выделено еще 200 млрд сумов,что позволит охватить пособиями еще 70 тысяч семей (на 10% больше, чем до принятия меры);
    процентные выплаты предпринимателям по инвестиционным кредитам будут покрываться государством со ставкой до 26% (ранее – только по ставкам до 22%);
  • сумма компенсаций по кредитам на сумму до 500 млрд сумов (ранее — до 10 млрд сумов), выданных предпринимателям на пополнение оборотных средств, будет увеличена с 5 до 10%;
  • на дальнейшую поддержку бизнеса и населения будет направлено дополнительно более 2 трлн сумов или около 197,3 млн долларов США.

Принятые меры привели к тому, что к настоящему времени с соблюдением мер предосторожности заработало около 10 тысяч из 14 тысяч промышленных предприятий, приостановивших деятельность на период карантина (178 тыс. работников вернулись на работу).

По решению Специальной республиканской комиссии карантин в Узбекистане продлили до 1 июня.

С 18 мая возобновятся полеты между Ташкентом и Нукусом, Ургенчем, Термезом, движение высокоскоростного поезда «Afrosiyob» в Навои, Бухару, Карши и поездов в Ферганскую долину и обратно.

Смягчаются ограничения на использование личных автомобилей.

С 15 мая в зависимости от уровня карантина и с учетом ряда требований разрешены:

В «красной» зоне

  • деятельность ремесленников;
  • техническое обслуживание автомобилей и сельскохозяйственной техники;
  • ремонт электронных устройств (компьютеров и бытовой техники) и средств связи;
  • аренда и лизинговые услуги;
  • оказание бухгалтерских услуг (аудит, налоговый консалтинг и т. д.).

В «желтой» зоне, помимо этого

  • операции с недвижимостью;
  • рекламная и маркетинговая деятельность;
  • деятельность частных агентств занятости;
  • приготовление блюд на собственных кухнях в отелях с доставкой в номера;
  • деятельность парков и парков отдыха (кроме аттракционов, развлекательных заведений и точек общепита). Доступ в парки и зоны отдыха разрешен для групп не более двух человек (кроме семейных групп) с 09:00 до 20:00 в строгом соответствии с требованиями карантина.

В «зеленой» зоне вдобавок к этому

  • спортивные стадионы с искусственным покрытием на открытом воздухе (при условии ограниченного числа посетителей, без использования раздевалок и уборных и соблюдения дистанции);
  • компьютерные услуги (сканирование, копирование, набор текста, печать);
  • полиграфические услуги;
  • музейная деятельность (ограничение числа посетителей и соблюдение дистанции);
  • ветеринарные услуги;
  • техническое обслуживание зданий и ландшафтный дизайн.

Стабильность государственного бюджета

Парламент страны в ходе четвертого пленарного заседания одобрил Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»[7]. Данный Закон разработан на основе Указа Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» и постановления Президента «О мерах по обеспечению стабильности Государственного бюджета Республики Узбекистан и своевременного финансирования первоочередных мероприятий в период коронавирусной пандемии».

Принятие Закона направлено на обеспечение стабильности государственного бюджета в период коронавирусной пандемии и оптимизации расходов с учетом приоритетных направлений. В связи с этим были внесены соответствующие изменения в предельные размеры бюджетных ассигнований.

На основании постановления Президента определены соответствующие мероприятия по сокращению расходов из республиканского и местных бюджетов, правовые основы исполнения которых закреплены в законе. Увеличиваются трансферты, предоставляемые местным бюджетам в связи с установлением финансирования из местных бюджетов субсидий на выплату за юридическую помощь, оказанную адвокатами, покрытие стоимости электроэнергии, потребляемой фермерскими хозяйствами, и негосударственным дошкольным образовательным организациям.

Законом в целях обеспечения стабильности государственного бюджета в период коронавирусной пандемии и глобального кризиса оптимизируются бюджетные расходы и предусматривается их направление на первоочередные меры по смягчению негативного воздействия пандемии на отрасли экономики.

Предполагается, что после снятия ограничений и восстановления функционирования деятельности субъектов предпринимательства основная часть вынужденных потерь в доходах бюджета будет возмещена.

Таким образом, в Узбекистане в целях поддержки предпринимательства приняты масштабные меры. Это оказало позитивное влияние на сохранении рабочих мест и поддержке бизнеса. В то же время, сокращение налоговых поступлений от импортеров, а также от налогоплательщиков, сокративших объемы выпуска продукции и полностью приостановивших свою работу во время карантина, выделение бюджетных средств на поддержку экономики, бизнеса и населения – все это негативно скажется на формировании бюджетных средств во II квартале текущего года, а также будет сказываться в течение всего 2020 года. Тем не менее, восстановление экономической активности в результате реализуемых стимулирующих мер, должно позволить достаточно быстро обеспечить необходимый экономический рост и компенсировать бюджетные потери.

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."