В июне 2020 года Индекс деловой активности (ИДА), рассчитанный Центром экономических исследований и реформ, составил:
В июне текущего года Индекс деловой активности продемонстрировал умеренный рост по отношению к прошлому месяцу. Деловая активность в экономике, как и в прошлом месяце, продолжает восстанавливаться. При этом значение ИДА, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, остается на низком уровне (-6,0%).
Рисунок 1. ИДА в июне 2020 года увеличился на 6,8%, по сравнению с предыдущим месяцем
В компонентах ИДА наблюдались изменения.
Индекс деловой активности в июне 2020 года умеренно вырос на 6,8% и составил 1068 пунктов, по сравнению с предыдущим месяцем, что объясняется изменениями нижеследующих компонентов:
В региональном разрезе Республика Каракалпакстан продемонстрировала самый высокий рост.
В июне 2020 года Индекс деловой активности по 9 регионам увеличился, по сравнению с предыдущим месяцем (май 2020 года). В Республике Каракалпакстан (37,1%), Навоийской (35,0%), Ташкентской (33,9%) областях и г.Ташкенте (16,4%) наблюдался значительный рост (см. рис. 2).
Кроме того, в Сурхандарьинской (16,8%), Хорезмской (11,1%), Джазакской (9,6%), Кашкадарьинской (9,0%) и Андижанской (5,6%) областях наблюдался спад по отношению к прошлому месяцу.
Рисунок 2. Индекс деловой активности по регионам Республики Узбекистан в июне 2020 года
ОПЕРАЦИИ С БАНКОВСКИМИ СЧЕТАМИ
Количество межбанковских платежных операций в июне 2020 года составило 4 071,7 тыс. и увеличилось на 15,9 тыс. транзакций (0,4%), по сравнению с маем 2020 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается спад на 26,6%. Это говорит о том, что пандемия короновируса все еще отрицательно воздействует на активность предпринимательской деятельности.
По росту количества банковских операций г. Ташкент продемонстрировал самый высокий уровень.
В июне 2020 года во многих регионах снизилось количество банковских операций между юридическими лицами, по сравнению с предыдущим месяцем, кроме г. Ташкента (+9,7%), Сырдарьинской (+5,1%) и Самаркандской (+2,6%) областей. Наиболее существенный спад наблюдался в Джизакской (- 20,3%), Навоийской (- 15,1%), Сурхандарьинской (- 13,7%) и Хорезмской (- 13,4%) областях.
АКТИВНОСТЬ НА ТОВАРНО-СЫРЬЕВОЙ БИРЖЕ
В июне 2020 года биржевой компонент ИДА составил 0,942, что означает спад уровня компонента на 5,8%, по сравнению с предыдущим месяцем. Спад уровня данного компонента связан со снижением среднего физического объема товаров, приобретенных для каждой сделки, на 21,7%.
По итогам июня Республиканская товарно-сырьевая биржа заключила 26 525 сделок, что больше на 2 443 сделки (на 10,1%), чем в мае этого года (24082). Общий оборот товарной биржи в июне 2020 года составил 4 591,8 млрд. сумов, что на 37,8% больше, по сравнению с предыдущим месяцем.
АКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Компонент действующих хозяйствующих субъектов в июне 2020 года составил 1,0081, что означает рост компонента на 0,8% к уровню предыдущего месяца.
Количество действующих хозяйствующих субъектов за июнь 2020 года увеличилось на 8154 единицы по отношению к маю 2020 года (464 300 ед.) и составило 472 454 единицы.
Количество крупных предприятий уменьшилось на 53 единицы.
За отчетный период число малых предприятий увеличилось с 362583 до 370358 единиц (рост на 7775 ед.). Количество фермерских хозяйств увеличилось с 98655 до 99087 единиц (на 432 ед.). Число действующих крупных предприятий составило 3009 единиц, что меньше на 53 единицы, по сравнению с маем 2020 года.
РЕГИСТРАЦИЯ БРЕНДОВ
В июне 2020 года индекс охраняемых торговых знаков составил 3,9286, что означает рост более в 3,9 раза к предыдущему месяцу. Юридическими лицами зарегистрированы 165 товарных знаков и торговых наименований.
Изменения компонентов ИДА по регионам к предыдущему месяцу
Регионы |
ИДА |
Компонент операций по счетам |
Биржевой компонент индекса |
Компонент действующих субъектов |
Компонент новых торговых марок |
Республика Каракалпакстан |
↑1371 |
↓0,9889 |
↑2,0000 |
↑1,0212 |
↓0,0000 |
Навоийская |
↑1350 |
↓0,8492 |
↑2,0000 |
↑1,0105 |
↑1,0000 |
Ташкентская |
↑1339 |
↓0,9724 |
↓0,9623 |
↑1,0151 |
↑13,0000 |
г.Ташкент |
↑1164 |
↑1,0969 |
↑1,1130 |
↑1,0007 |
↑3,8387 |
Сырдарьинская |
↑1126 |
↑1,0507 |
↑1,2721 |
↓0,9993 |
↑1,0000 |
Самаркандская |
↑1114 |
↑1,0256 |
↑1,0230 |
↑1,0262 |
↑4,0000 |
Наманганская |
↑1059 |
↓0,9348 |
↑1,1194 |
↑1,0187 |
↑2,0000 |
Бухарская |
↑1056 |
↓0,9343 |
↓0,8146 |
↑1,0125 |
↑6,0000 |
Ферганская |
↑1014 |
↓0,9797 |
↑1,0470 |
↑1,0111 |
↑1,0000 |
Андижанская |
↓944 |
↓0,9036 |
↓0,8994 |
↑1,0141 |
↑1,5000 |
Кашкадарьинская |
↓910 |
↓0,9249 |
↓0,9133 |
↑1,0057 |
↓0,0000 |
Джизакская |
↓904 |
↓0,7971 |
↓0,9665 |
↑1,0163 |
↓0,5000 |
Хорезмская |
↓889 |
↓0,8659 |
↓0,9151 |
↑1,0007 |
↓0,0000 |
Сурхандарьинская |
↓832 |
↓0,8634 |
↓0,7123 |
↓0,9777 |
↑1,0000 |
Изменения компонентов ИДА по регионам к базисному периоду (январь 2019 г.)
Регионы |
ИДА |
Компонент операций по счетам |
Биржевой компонент индекса |
Компонент действующих субъектов |
Компонент новых торговых марок |
г.Ташкент |
↑1397 |
↓0,9397 |
↑1,9249 |
↑1,1730 |
↑1,3523 |
Навоийская |
↑1375 |
↓0,6463 |
↑2,0000 |
↑1,4494 |
↑1,0000 |
Ташкентская |
↑1339 |
↓0,6766 |
↑2,0000 |
↑1,1750 |
↑1,4444 |
Сырдарьинская |
↑1334 |
↓0,6558 |
↑2,0000 |
↑1,2463 |
↑1,0000 |
Хорезмская |
↑1307 |
↓0,6919 |
↑2,0000 |
↑1,2053 |
↓0,0000 |
Республика Каракалпакстан |
↑1286 |
↓0,6568 |
↑2,0000 |
↑1,1639 |
↓0,0000 |
Наманганская |
↑1231 |
↓0,7000 |
↑1,7695 |
↑1,2185 |
↓0,3333 |
Джизакская |
↑1226 |
↓0,6921 |
↑1,6223 |
↑1,3837 |
↑1,0000 |
Бухарская |
↑1144 |
↓0,6460 |
↑1,1624 |
↑1,2428 |
↑6,0000 |
Сурхандарьинская |
↑1126 |
↓0,7191 |
↑1,3583 |
↑1,3688 |
↑1,0000 |
Самаркандская |
↑1103 |
↓0,6299 |
↑1,1605 |
↑1,3540 |
↑4,0000 |
Ферганская |
↑1024 |
↓0,6748 |
↑1,2702 |
↑1,2030 |
↓0,5000 |
Андижанская |
↑1005 |
↓0,7423 |
↑1,0345 |
↑1,0966 |
↑3,0000 |
Кашкадарьинская |
↓936 |
↓0,6866 |
↑1,1162 |
↑1,1316 |
↓0,0000 |
"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."