CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Индекс цен продовольственных продуктов потребительской корзины незначительно вырос по сравнению с прошлой неделей

Центром экономических исследований и реформ разработан Индекс цен продовольственных продуктов потребительской корзины населения по состоянию на 28 июля 2020 года.

Индекс рассчитывается на основе учета цен на основные продовольственные продукты, такие как мясомолочные продукты (говядина, баранина, мясо птицы, молоко, яйца), овощи (лук, капуста, помидоры, морковь, огурцы, картофель), фрукты (яблоко, груша), бахчевые (арбуз, дыня, тыква, виноград), бобовые (горох, фасоль, маш), рис, мука, макарон, растительное, сливочное масло и сахар. При составлении единого индекса используются веса, характеризующие потребительские привычки населения страны (т.е. чем выше потребление этого товара среди населения, тем выше вес).

По результатам выявлено следующее:

Индекс цен продовольственных товаров на 28 июля 2020 года по отношению к прошлой неделе по республике незначительно вырос и составил +0.30%.

Средние цены таких продуктов как лук, морковь, яблоки, виноград, картофель, яйца и рыба выросли по сравнению с прошлой неделей.

В частности, цена на лук (1 кг) выросла на +3,46% и составила 1794 сум. Средняя цена на морковь (1 кг) выросла на +2,07% и составила 2413 сумов. Средняя цена яблока (1 кг) также выросла на +2,21% и составила 9326 сумов. Средняя цена винограда (1 кг) по республике составила 9825 сумов (+0,96%). Цены на картофель (1 кг) и яйца (10 штук) выросли на + 0,74% по сравнению с предыдущей неделей и составили 3824 и 8615 сумов соответственно.

На мясные продукты не наблюдалось значительного повышения цен.

Из мясных продуктов цена на рыбу составила 22876 сумов за 1 кг (рост на 0,77%). На другие мясные продукты не наблюдалось значительного повышения цен, в частности цена на говядину (1 кг) составила 52551 сум (рост на 0,43%), на баранину (1 кг) 54498 сумов (рост на 0,38%) и на мясо птицы (1 кг) 21172 сум (рост на 0,12%), (Таблица 1).

Таблица 1. Рост или спад цен продуктов в процентах (%) по Республике Узбекистан по отношению к предыдущей неделе по состоянию на 28 июля.

Источник: Расчеты автора, на основе оперативных данных ГКС Республики Узбекистан.

Также наблюдалось снижение цен в сезонных продовольственных продуктах по сравнению с прошлой неделей.

Цены на бахчевые снизились. Так средняя цена дыни снизилась на -9,38% по сравнению с предыдущей неделей и составила 2820 сумов за 1 кг. Цена на тыкву (1 кг) по сравнению с предыдущей неделей снизилась на -9,31% и составила 2935 сумов. В то время как цена на арбуз (1 кг) упала на -4,24% и составила 1489 сумов, цены на помидоры и огурцы составили 3323 сумов и 2519 сумов соответственно. Средняя цена на груши (1 кг) снизилась на -1,80% их стоимость составила 14 408 сумов.

Цена на молоко (1 литр) составила 5 371 сум (-0,11%). Средние цены на сахар и фасоль почти не изменились.

В разрезе регионов снижение индекса цен на продукты питания наблюдалось в Хорезмской (-0,54%), Джизакской (-0,45%), Сурхандарьинской (-0,11%), Ферганской (-0,06%) и Андижанской (-0,02%) областях.

В остальных областях наблюдался рост индекса цен. В частности, индекс цен продуктов в Наманганской области составил + 1,58%. Это, в свою очередь, свидетельствует о росте цен на выбранные продукты питания в регионе по сравнению с предыдущей неделей. То же самое можно сказать об индексах цен на продукты питания в Ташкенте (+ 0,86%) и столичной области (+ 0,42%), Республике Каракалпакстан (+ 0,72%) и Кашкадарьинской области (+ 0,36%).

В Бухарской, Навоийской, Самаркандской и Сырдарьинской областях индекс цен на продукты питания практически не изменился, что в свою очередь свидетельствует о стабильности цен на продукты питания по сравнению с предыдущей неделей.

Малика Жуманиезова, ЦЭИР

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."