ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Азиатский банк развития в Узбекистане: углубление сотрудничества в преодолении пандемии

В этом году исполняется 25 лет сотрудничества АБР с Узбекистаном. Можно ли осветить наиболее яркие вехи и крупные проекты в истории этого сотрудничества? Появились ли какие-либо новые черты и особенности в сотрудничестве с началом нового этапа реформ в Узбекистане в 2017 году?

- Азиатский банк развития работает в Узбекистане с 1995 года. При этом мы остаемся ключевым партнером Узбекистана в области развития.

АБР внес вклад в строительство более 56 000 домов для сельских семей с низким или умеренным доходом. В рамках текущей программы мы помогаем в строительстве еще 14 500 домов.

АБР помог открыть и оборудовать 793 семейные поликлиники в сельской местности. Более 37 900 малых и средних предприятий (32% из которых управляются женщинами) получили коммерческие кредиты от участвующих в сотрудничестве с АБР финансовых учреждений.

В сфере энергетики АБР оказывает поддержку в строительстве парогазовых установок на Талимарджанской и Тахиаташской электростанциях и улучшении линий электропередачи. Он также помогает национальной электроэнергетической компании повысить свою финансовую устойчивость за счет установки автоматизированных систем учета.

АБР финансирует проекты автомобильных и железных дорог вдоль коридоров программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

В рамках Инвестиционной программы развития услуг водоснабжения и санитарии более 4800 домохозяйств были подключены к надежному водоснабжению и 170 000 человек получили доступ к качественным услугам канализации. В настоящее время АБР работает над обеспечением безопасной водой 388 000 жителей в 116 сельских населенных пунктах Каракалпакстана, расширением канализационной системы в городе Джизаке и строительством новой станции очистки питьевой воды в Ташкентской области. Мы также помогаем в расширении системы водоснабжения в Янгиюльском и Чиназском районах Ташкентской области, к которой получат доступ более 220 000 человек.

Более 3,2 миллиона человек в пяти регионах имеют возможность пользоваться ирригационной инфраструктурой, обеспечивающей водой сельскохозяйственные угодья. АБР также оказывает поддержку в диверсификации сельскохозяйственных культур и расширении участия частного сектора в производственно-сбытовых цепочках и инфраструктуре плодоовощеводства Узбекистана, а также в цепочках добавленной стоимости животноводства.

АБР поддерживает государственно-частное партнерство, в том числе проект солнечной энергетики в Сурхандарьинской области, модернизацию централизованного теплоснабжения и реконструкцию государственных школ в Ташкенте, а также улучшение инфраструктуры водоснабжения и канализации в Намангане.

В каждом из поддерживаемых нами проектов АБР тесно сотрудничает с правительством над укреплением системы экологических и социальных защитных мер Узбекистана, обеспечением соответствия международным практикам в области закупок, финансового управления и борьбы с коррупцией, а также гендерного равенства.

Реформы, начавшиеся в 2017 году, расширили наше сотрудничество с Узбекистаном. В настоящее время наша поддержка сочетается с консультациями по реформам больше, чем когда-либо. Узбекистан доверяет нам в оказании содействия в проведении реформ в сфере энергетики, автомобильных и железных дорог, водоснабжения и санитарии, утилизации твердых бытовых отходов, управления водными ресурсами и диверсификации сельского хозяйства, государственных финансов, развития рынков капитала и ипотечного кредитования.

Как Вы оцениваете Стратегию действий по приоритетным направлениям, принятую в 2017 году, по критериям и подходам Азиатского банка развития? Насколько она, на Ваш взгляд, соответствует решению проблем современного этапа экономического развития Узбекистана? Принимали ли эксперты АБР участие в ее разработке?

- Как Вы уже отметили, 3 года назад правительство начало комплексные, но очень амбициозные экономические реформы. Оно продемонстрировало свою приверженность этим реформам, приняв национальную Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. Хотя АБР не принимал непосредственного участия в разработке стратегии, АБР согласовал свою деятельность со сформулированными приоритетными направлениями.

- По каким принципам АБР отбирает проекты для предоставления займа?

- При планировании/составлении программ для наших проектов мы устанавливаем приоритетность новых проектов для суверенного финансирования (займы государству) на основе следующих нескольких критериев:

  • Потребности в развитии сектора.
  • Наша добавленная стоимость и возможности.
  • Потенциал освоения соответствующих министерств и ведомств по реализации проектов.
  • Ограничения правительства на внешние заимствования.
  • Готовность предложенных проектов к реализации.
  • Способы вовлечения в проект частного сектора.

Адаптация к изменению климата и смягчение его последствий являются ключевым приоритетом в программах АБР, и мы стараемся включить их в наши проекты. Например, мы планируем реализовать проект в области управления водными ресурсами, который повысит устойчивость к изменению климата. Также наша программа реформирования энергетического сектора предусматривает конкретные меры политики, направленные на сокращение выбросов и использование ископаемого топлива.

- АБР регулярно предоставляет Узбекистану займы для поддержки малых и средних предприятий. Расскажите об этом направлении подробнее.

- Относительно поддержки АБР в развитии МСП в Узбекистане. С 1996 года АБР оказывал поддержку МСП (а также микропредприятиям) в Узбекистане посредством пяти займов финансового посредничества, пяти проектов ТС по наращиванию потенциала и инвестиций в акционерный капитал банка «Ипак йули». Эти меры были сосредоточены на (i) развитии агропереработки для увеличения занятости в сельской местности, (ii) финансировании оборотного капитала и основных средств и (iii) повышении кредитоспособности и потенциала по оценке рисков участвующих финансовых учреждений/банков для обслуживания МСП. Эти проекты подчеркнули необходимость (i) участия в политическом диалоге для ускорения регуляторных, институциональных и финансовых реформ, необходимых для развития МСП, и (ii) наращивания потенциала участвующих финансовых институтов в оценке и надзоре за субпроектами, управлении кредитными рисками и раскрытии финансовой информации, а также в корпоративном управлении.

АБР помогает правительству в подготовке новой Программы развития малых и средних предприятий (МСП). Эта программа направлена на создание благоприятных условий для того, чтобы МСП стали катализаторами экономической диверсификации и создания рабочих мест с высокой добавленной стоимостью в соответствии с общей стратегией развития страны. Предлагаемая программа поможет создать упрощенную и гибкую нормативную политику и институциональную базу, диверсифицированные и доступные финансовые инструменты, цифровую инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, а также повысить финансовую грамотность и навыки МСП.

Год назад АБР принял пятилетнюю стратегию партнерства с Узбекистаном на 2019−2023 годы, направленную на содействие переходу к более инклюзивному и рыночному росту экономики. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стратегии партнерства. Какие ее ключевые моменты? Чем она отличается от предыдущей? Чем была обусловлена необходимость ее принятия и насколько успешно она реализуется, особенно сейчас, в условиях вызовов пандемии?

- В соответствии с общей целью и графиком реформ в Узбекистане, АБР принял свою Стратегию партнерства с Узбекистаном на 2019–2023 годы, с темой поддержки Узбекистана в экономических преобразованиях. В рамках этого документа, определяющего стратегические рамки, АБР помогает Узбекистану в переходном периоде, предоставляя консультации по вопросам политики, инвестиций и содействия в развитии потенциала в трех стратегических областях: поддержка развития частного сектора; сокращение экономического и социального неравенства; содействие региональному сотрудничеству и интеграции. В отличие от предыдущей стратегии, мы приняли более конкретные страновые цели для нашей деятельности, усилив консультации по реформе политики и повысив полезность наукоемких и аналитических решений. Пока мы идем по пути достижения ожидаемых результатов стратегии к 2023 году. COVID-19 отрицательно сказывался на всех странах. Узбекистан не стал исключением. Однако правительство было последовательным на протяжении всей пандемии, подтверждая свою приверженность реформам. Точно так же АБР продолжает свои запланированные операции и поддержку реформ в условиях COVID-19.

Под влиянием пандемии

Пандемия оказывает весьма негативное влияние на экономическое развитие Узбекистана, как и многих других стран. Как Вы оцениваете (если можно, то в сравнении с другими странами) и меры, принимаемые правительством по минимизации ее последствий?

- COVID-19, низкий спрос и цены на экспортные товары сказались на экономике Узбекистана. Пандемия и вялый спрос на природный газ и медь практически остановили экономический рост. Необходимые ограничения замедлили деятельность в сфере услуг, транспорта и торговли. Секторы сельского хозяйства и строительства растут, что в некоторой степени компенсирует спад в промышленности. При этом не только Узбекистан переживает экономический спад и потерю рабочих мест. Однако власти Узбекистана принимают соответствующие меры для минимизации воздействия пандемии на экономику и снижение доходов людей.

На ранней стадии пандемии правительство создало Специальную республиканскую комиссию для мониторинга эпидемии и повышения осведомленности общественности, связи с международными организациями и странами, переживающими вспышки заболеваний, а также для расширения возможностей медицинских учреждений и закупки необходимых противовирусных лекарств и оборудования. Правительство опубликовало Национальный план стратегической готовности и реагирования в области здравоохранения. План направлен на: решение чрезвычайной ситуации, связанной с COVID-19, путем выявления, изоляции и оказания помощи пациентам с COVID-19 для минимизации распространения заболеваемости и смертности; усиление краткосрочного и долгосрочного потенциала системы здравоохранения по оказанию услуг интенсивной терапии; проведение эффективных кампаний по информированию общественности о том, как бороться с чрезвычайной ситуацией, связанной с COVID-19; расширение пособий по безработице для работников формального сектора; предоставление компаниям субсидий на оплату труда уволенных работников; расширение денежных переводов уязвимым домохозяйствам и лицам. Правительство создало Антикризисный фонд на сумму 1 млрд. долл. США и приняло меры в области здравоохранения, стабилизации экономики и социальной защиты.

Мы поддерживаем усилия правительства по минимизации негативного воздействия COVID-19 на здравоохранение и экономику. АБР предоставил бюджетную поддержку для антикризисных мер правительства и одобрил новый экстренный проект в сфере здравоохранения. Эти средства укрепляют потенциал системы здравоохранения, стабилизируют предпринимательство, чтобы минимизировать потерю рабочих мест, а также расширяют существующую сеть социальной защиты для поддержки домохозяйств с низкими доходами и уязвимых групп.

Каким Вы представляете развитие Узбекистана в региональном аспекте (Центральная Азия)? В каких формах сотрудничества Вы видите развитие отношений в этом направлении?

- Узбекистан является ключевым участником Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). При этом АБР выполняет функции секретариата ЦАРЭС. ЦАРЭС является активным координатором практических региональных проектов, ориентированных на результаты, и политических инициатив, имеющих важное значение для устойчивого экономического роста и общего процветания в регионе.

Программа ЦАРЭС направлена на поддержку социально-экономического развития в своих странах-членах посредством сотрудничества, основанного на всеобъемлющем видении «Хорошие соседи, хорошие партнеры и хорошие перспективы». Стратегия ЦАРЭС-2030 направлена на расширение горизонтов экономического сотрудничества в регионе за счет улучшения взаимосвязанности между людьми, мерами политики и проектами для совместного и устойчивого развития.

ЦАРЭС-2030 фокусируется на пяти операционных кластерах: (i) экономическая и финансовая стабильность; (ii) торговля, туризм и экономические коридоры; (iii) инфраструктура и экономическая взаимосвязанность; (iv) сельскохозяйственная вода; (v) человеческое развитие. Интеграция использования информационных и коммуникационных технологий в операциях ЦАРЭС также была определена как особый приоритет. У стран ЦАРЭС есть беспрецедентная возможность стать центром торговли и коммерции, достичь более высоких уровней экономического роста и сократить бедность. Эти перспективы тесно связаны с более широкими, глобальными тенденциями, не в последнюю очередь с реинтеграцией евразийского континента, которая является частью реального и растущего спроса на улучшение связей между Европой и Азией.

Вспышка коронавирусного заболевания (COVID-19) создала серьезные местные, региональные и глобальные экономические проблемы. В то время как важно не недооценивать трудности, которые представляет COVID-19, в то же время кризис предоставляет беспрецедентные стимулы для стран-членов ЦАРЭС для улучшения координации, сокращения затрат для производителей и потребителей и увеличения налогооблагаемых доходов.

25 июня Совет директоров Азиатского банка развития одобрил выделение Узбекистану 500 млндолларов США в целях смягчения негативного влияния коронавирусной пандемии на экономику страны. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. На какие именно цели будут направляться эти средства? И сколько всего инвестиций и в какие секторы экономики Узбекистана АБР планирует вложить в 2020 году?

- Я выше уже упомянула об этом займе для поддержки бюджета. 13 апреля АБР одобрил пакет помощи в размере 20 млрд. долл. США для своих стран-членов в рамках Мер по реагированию на пандемию COVID-19, чтобы помочь странам справиться с пандемией COVID-19 и смягчить его социально-экономические последствия.

В рамках этого пакета помощи АБР одобрил заем для Узбекистана в размере 500 млн. долл. США, что продемонстрировало твердое намерение АБР тесно сотрудничать со страной в борьбе с пандемией.

Основная цель – предоставить правительству Узбекистана бюджетную поддержку для своевременного и эффективного смягчения негативных последствий пандемии COVID-19 для здравоохранения, экономики и общества. Целью Программы является оказание содействия в финансировании антикризисных мер по укреплению потенциала системы здравоохранения, стабилизации предпринимательства для минимизации потери рабочих мест и расширению существующих мер социальной защиты для поддержки домохозяйств с низкими доходами и уязвимых групп.

Одним из важных компонентов помощи АБР является поддержка правительственного плана реагирования в области здравоохранения, направленного на повышение потенциала сектора здравоохранения Узбекистана, который также включает надбавки к заработной плате в виде выплат за работу в опасных условиях медицинским работникам, непосредственно пострадавшим от COVID-19.

В 2020 году наши другие новые проекты относятся к таким стратегическим направлениям, как энергетика, транспорт, финансы и здравоохранение.

В июне АБР прогнозировал рост экономики Узбекистана в 2020 году на 1,5%, а уже в сентябре прогноз этого показателя был снижен до 0,5%. Однако сентябрьский прогноз предполагает, что в 2021 году ВВП вырастет до 6,5%, что соответствует июньскому прогнозу. Чем было обусловлено снижение прогноза на текущий год и какие факторы позволяют ожидать столь динамичного роста экономики Узбекистана в будущем году?

- Экономические данные за первое полугодие указали на более серьезное воздействие пандемии и связанных с ней ограничений на экономику, чем мы ожидали. В результате мы пересмотрели прогноз роста на 2020 год в сторону понижения. Ограничения в сочетании с низким спросом и ценами на углеводороды практически остановили рост, при этом больше всего пострадали промышленность и услуги. При прогнозировании роста на 2021 год мы учитывали пакет фискальных стимулов, ослабление ограничений в августе и усилия по восстановлению полной производственной мощности предприятий, особенно государственных, к концу 2020 года. Кроме того, мы учли низкую базу ВВП в этом году и ожидаемое восстановление промышленности и услуг в наших прогнозах роста на следующий год. Мы продолжаем отслеживать экономические показатели и соответственно скорректируем наши прогнозы.

В ходе видеоинтервью, комментируя принятый правительством Узбекистана План практических действий по восстановлению экономического роста и продолжению реформ на 2020-2021 годы, Вы заявили о готовности банка продолжать поддержку экономики Узбекистана и ее восстановления в период после окончания пандемии. Какие конкретные проекты предполагаются в этом направлении?

- На следующие три года мы запланировали проекты в сфере развития навыков, народного образования, развития малого и среднего предпринимательства, развития финансовых рынков, энергетики, транспорта, управления водными ресурсами, водоснабжения и санитарии, городского развития и здравоохранения. Инфраструктурные проекты улучшают жизнь граждан и создают благоприятную среду для развития частного сектора, способствуя экономическому росту. Проекты развития навыков малого и среднего предпринимательства и развития финансовых рынков направлены на непосредственное ускорение корректировок в экономике с учетом ситуации с COVID-19.

Как Вы оцениваете текущее положение мировой экономики на фоне пандемии коронавируса (COVID-19)? Какие страны, в которых работает АБР, пострадали в большей степени от пандемии, а какие в меньшей? И насколько сокращение мировой экономики и экономик торгово-экономических партнеров Узбекистана может препятствовать восстановительным процессам в узбекской экономике?

- Мы видим резкий спад в мировой экономике, но в следующем году она, скорее всего, восстановится. Экономика стран еврозоны сократилась на 14,7%, по сравнению с прошлым годом, а экономика США - на 9,1%. Темпы роста в развивающихся странах Азии также резко упали, и в нескольких странах региона зафиксировано квартальное сокращение впервые после азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов. Признаки достижения дна появились по мере улучшения основных экономических показателей, хотя в большинстве стран они по-прежнему ниже значений, которые были до пандемии. Уверенность потребителей и инвесторов в регионе остается подавленной. Инфляция в развивающихся странах Азии сдерживается падением спроса и снижением цен на продукты питания.

Согласно сентябрьскому обновлению «Обзора азиатского развития» (Asian Development Outlook) АБР, странами с самым низким ростом ВВП в 2020 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются Мальдивы (-20,5%), Фиджи (-19,8%) и Кыргызская Республика (-10,00%). Но странами с самыми высокими темпами роста ВВП в этом году стали Бангладеш (5,2%), Туркменистан (3,2%) и Бутан (2,4%).

Узбекистан особенно уязвим перед пандемией COVID-19 из-за сбоев в глобальной цепочке поставок и связанных с пандемией ограничений, поскольку он извлекает выгоду из положения в качестве регионального торгового и коммерческого хаба. Также существует большое количество международных путешественников и трудовых мигрантов, работающих за границей, особенно в Российской Федерации и Казахстане. Затяжная глобальная пандемия будет и дальше влиять на экономику Узбекистана, но правительство, как я уже отмечала, принимает меры по снижению негативного воздействия пандемии на экономику и здоровье.

Как скоро, на Ваш взгляд, глобальная экономика сможет восстановиться?

- Думаю, никто не может ответить на этот вопрос. В мире идет вторая волна COVID-19, и мы не знаем, когда она закончится. Восстановление экономики зависит от многих факторов - окончания пандемии, ее интенсивности, того, как правительства будут бороться со второй волной (введут ли они снова ограничения или иные меры), а также появления вакцин и их доступности.

Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №10 (250) 2020

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."