CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Как обеспечивается конкуренция

На совещании, проведенном под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 27 мая 2020 года, среди основных вопросов повестки дня были рассмотрены приоритетные задачи обеспечения конкурентной среды в экономике и защиты прав потребителей.

Особо отмечена необходимость сформирования реальной конкурентной среды для развития секторов экономики и предпринимательства, повышения конкурентоспособности местных производителей с учетом укрепления сотрудничества со Всемирной торговой организацией, Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. Было предложено пересмотреть подходы к определению монопольного положения предприятий на рынке.

На совещании было поручено в десятидневный срок утвердить «дорожную карту» для кардинального сокращения количества монопольных товаров предусмотрев в нем демонополизацию 36 предприятий по 30 видам товаров и услуг, таких как цемент, комбикорма, минеральные удобрения.

В свою очередь, была отмечена важность усиления контроля над оставшимися 85 монопольными предприятиями в стратегических секторах, таких как алкоголь, нефть и газ, биржи, коммунальные услуги.

В этой связи, поручено к концу года внедрить систему антимонопольного комплаенса на этих предприятиях. Для этого с 1 сентября текущего года в Высшей школе бизнеса и предпринимательства ожидается организация учебных курсов по основам конкуренции и антимонопольного комплаенса при участии консультантов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Антимонопольный комплаенс — это внутренняя система организации, принятая для обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Его основной идеей является то, что субъект сам разрабатывает для себя правила поведения, сам осуществляет контроль за их выполнением. Так за действиями устанавливается двойной антимонопольный контроль — внутренний и внешний.

Мировой опытинструменты развития конкуренции

«Мы должны изучить мировой опыт и сформировать свой курс. У нас должно быть единое видение касательно демонополизации, обеспечения конкуренции, защиты прав потребителей» — заявил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в ходе совещания, посвященного приоритетным задачам обеспечения конкурентной среды в экономике.

B этой связи представляет большой интерес изучение мирового опыта.

Сегодня можно говорить о широком применении института антимонопольного комплаенса в США и Европе, а также в странах ближнего зарубежья.

Институт антимонопольного комплаенса существует достаточно длительное время, при этом практика его применения является разнообразной. Во многих странах, таких как Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Казахстан, программа комплаенса закреплена документально.

В Великобритании — это хорошо и полно прописанные правовые документы, которые регулируют структуру комплаенса в компаниях и стимулы для бизнеса, которые можно получить при внедрении данной системы. В Италии, Южной Корее и ряде других стран предусмотрено снижение размера штрафов в случае выявления правонарушения. Главное, чтобы комплаенс юридического лица получил визирование со стороны антимонопольного органа до момента совершения данного нарушения.

В других странах дополнительных стимулирующих мер для бизнеса не наблюдается, но есть процедура сертификации антимонопольными органами. В ряде государств отсутствует документ о комплаенсе, например, в Индии, Республике Корея, Нидерландах.

Имеющиеся в мировой практике примеры, несмотря на их различие, показали свою высокую эффективность, поскольку все они имеют одну общую черту подтверждения со стороны государства заинтересованности в наличии такого института. Это даёт хороший сигнал бизнесу — если вы ответственны, конкурентоспособны и готовы брать на себя обязательства, вы получите определенные выгоды.

Текущая ситуация в Узбекистане

Обзор монопольных предприятий

На сегодняшний день 245 предприятий остаются монополиями в 31 группе товаров и 82 рынках услуг. Анализ показывает, что среди общего количества монопольных предприятий лидирующие позиции занимает сфера услуг – 50 предприятий и сфера питьевого водоснабжения и канализации – 49 соответственно.

Достаточное количество монопольных предприятий имеется в таких отраслях, как производство и транспортировка тепловой энергии – задействовано порядка 29 предприятий, производство и транспортировка электроэнергии – 27 предприятий, транспортный сектор – 27 предприятий, нефтегазовая промышленность – 14 предприятий.

Низкий показатель конкуренции среди монопольных предприятий наблюдается в химической промышленности – 3 предприятия, в угольной отрасли–2 предприятия, и в электротехнической промышленности – 2 предприятия.

С учетом тенденций развития отрасли и уровня развития конкуренции, Президентом Республики Узбекистан было поручено исключить 160 предприятий из реестра 245 монопольных предприятий, из которых:

  • 70 предприятий из-за повышения конкуренции в соответствующей отрасли и потери монопольного контроля;
  • 54 предприятия вследствие устранения барьеров для входа на рынок потенциальных игроков;
  • 36 предприятий путем перевода в частный сектор.

Также было поручено усилить контроль над оставшимися 85 монопольными предприятиями. Стоить отметить, что среди оставшихся 85 предприятий, которые имеют монопольное положение:

  • 49 осуществляют деятельность в сфере питьевого водоснабжения и канализации;
  • 16 в сфере услуг;
  • по 4 в сфере финансовых услуг и питания;
  • по 3 в нефтегазовой промышленности, сфере производства и транспортировки тепловой энергии;
  • 2 в транспортном секторе и др. отраслях;
  • по 1 в сфере производства и транспортировки электроэнергии, машиностроении, металлургии.

Влияние льгот и эксклюзивных прав на развитие конкуренции

Предоставление государством каких-либо налоговых льгот, преференций или привилегий определенным лицам, а также предоставление прав по лицензированию, ставит их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке, тем самым нарушаются принципы конкуренции. Данная практика в большинстве законодательств мира, в том числе и в Узбекистане, является запрещенной мерой.

Именно обоснованность предоставляемых льготных мер в рамках защиты общепризнанных принципов конкуренции является весьма критичной. В этом смысле в большинстве зарубежных стран предоставленные налоговые и иные льготы периодически подвергаются оценке на предмет их эффективности и результативности.

Анализ предоставленных налоговых и таможенных льгот показал, что в 2019 году 43 257 предприятиям было предоставлено 30 289,8 млрд. сум налоговых и 45 910,2 млрд. сум таможенных льгот, в то время как в 2017-2018 годах 25 301 предприятиям было предоставлено 11 160,6 млрд. сум налоговых, 18 954 предприятиям 77617,1 млрд. сум таможенных льгот. В общей сложности, за последние 3 года 87 503 предприятиям было выделено 164 977,7 млрд. сум таможенных и налоговых льгот.

Эффективность использования льгот была значительно реализована в сфере птицеводства и рыболовства. В частности, объем производства в птицеводческой отрасли увеличился с 133 503 тонн в 2017 году на 205 243 тонн в 2019 году. В 2019 году Самаркандская и Ташкентская области в отрасли птицеводства достигли большого объема производства мяса, 64 922 и 55 994 тонн мяса соответственно. Самая низкая производительность мяса была замечена в Сурхандарьинской и в Кашкадарьинской областях, 1605 и 3730 тонн соответственно.

В 2019 году общий объем уловленных рыб составил 121 717 тонн. Высокие показатели были зафиксированы в Хорезме (16 021,4 тонн) и Каракалпакстане –12 847,0 тонн. Низкими показателями производительности отличилась Сурхандарья – 3 610,8 тонн.

Государственные закупки

На сегодняшний день 24 предприятиям в стране предоставлены эксклюзивные права на совершение прямых закупок. В период с января по сентябрь 2019 года общий объем прямых закупок составил 71,3%. От общего объема прямых закупок 94% приходится на государственные закупки, 6% на корпоративные закупки.

Самые низкие закупки за указанный период были совершены на основе тендера и их объем составил 7,3%. Из них 99% составили государственные закупки на основе тендера, а оставшийся 1% корпоративные закупки.

Защита прав потребителей

В 2019 году количество жалоб по защите прав потребителей по стране составил более 11 тыс. Из них 49% жалоб касательно жилищно-коммунальных хозяйств и транспорта, 25% торговли и общественного питания, 26% финансовых услуг, рекламы, связи, социальных услуг и др.

Самое высокое количество жалоб поступило в Центральный Аппарат Агентства по защите прав потребителей – 6737 жалоб. В разрезе регионов, большее количество жалоб было зафиксировано в городе Ташкент – 805, а в Ташкентской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Бухарской областях количество поступивших жалоб составило более 300.

Имплементация мер в Узбекистане исходя из мирового опыта

В целях дальнейшего совершенствования конкурентной среды в экономике и защиты прав потребителей, а также исходя из поставленных задач в совещании, необходимо:

- пересмотреть подходы к определению монопольного положения предприятий на рынке;

- разработать процедуру оценки эффективности предоставленных отраслям экономики льгот для повышения результативности на основе опыта Германии (в этой связи ожидается создание межведомственной комиссии по отмене предоставленных отраслям экономики льгот);

- внедрить порядок, согласно которому проекты правительственных решений, в которых предусматривается применение индивидуальных льгот, будут вноситься на утверждение только после получения в обязательном порядке положительного заключения Комиссии;

- пересмотреть выданные ранее исключительные права, так как они негативно влияют на развитие конкуренции;

- прекратить действия, ограничивающие конкуренцию в сфере государственных закупок;

- разработать законопроект по отмене прямых закупок и статуса «стратегического покупателя» (в случаях отсутствия весомых оснований);

- пересмотреть подходы к защите потребителей путем проведения критического анализа разработанных монопольными предприятиями документов на предмет лояльности интересам потребителей отсутствия им ущерба (ожидается изучение 16 социально значимых областей, таких как коммунальные услуги, общественное питание, мобильные и интернет-услуги);

- расширить полномочия Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан (ожидается запуск программ, социальной рекламы и «контрольных закупок» по защите прав потребителей в СМИ и в социальных сетях).

В целях кардинального улучшения эффективности принимаемых мер по развитию конкуренции, главой государства предложено повысить статус Антимонопольного комитета Республики Узбекистан путем его переподчинения непосредственно парламенту.

Ожидается непосредственное участие представителей Комитета в изучении и решении проблем предпринимателей и потребителей, по результатам которого будут поставлены конкретные задачи перед министрами в парламенте по системным вопросам.

Реализация указанных мер будет способствовать формированию здоровой конкуренции в государственных органах и секторах экономики, а также эффективному распределению налоговых льгот предоставляемых государством.

Малика Жуманиёзова, Мухаммад Бабаджанов,ЦЭИР

...