Интервью директора Центра экономических исследований и реформ Обида Хакимова журналу Diplomatic World

Директор ЦЭИР в интервью ведущему европейскому изданию, рассказал о целях экономической реформы в Узбекистане, выгодах, которые получит Узбекистан от перехода от модели развития, основанной на ресурсах, к более эффективной, инновационной, устойчивой и зеленой модели роста и о том, что делает узбекскую экономику устойчивой к внешним шокам.

В 2019 году Центр экономических исследований был преобразован в Центр экономических исследований и реформ (CERR) при Администрации Президента Республики Узбекистан.

Каковы основные направления работы CERR, как с точки зрения исследований, так и с точки зрения политических рекомендаций правительству Узбекистана?

- В начале хотел бы остановиться на тех обстоятельствах, которые обусловили необходимость преобразования Центра экономических исследований (ЦЭИ) в Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР).

Первоначально ЦЭИ был создан в апреле 1999 года для углубленного исследования процессов реформирования экономики Узбекистана и подготовки предложений по либерализации экономики, а также, ввиду отсутствия опыта и квалифицированных кадров в этом направлении.

С тех пор многое изменилось. Накоплен значительный кадровый потенциал в области экономического управления. Но, самое важное, в 2017 год в Узбекистане начался новый этап реформ, направленный на глубокие преобразования во всех сферах жизни и деятельности государства и общества. В экономической сфере поставлены новые задачи повышения конкурентоспособности, диверсификации и цифровизации экономики, а переход к новой экономической модели развития всегда сопровождается сложностями, связанными, в том числе, и с вопросами экономического управления. Это требует от органов управления более компетентных и научно обоснованных подходов к решению стоящих перед страной задач.

Именно для изменения положения дел в сфере разработки экономической политики 3 октября 2019 года вышло Постановление Президента Республики Узбекистан, которым Центр экономических исследований преобразован в Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан.

ЦЭИР, как ранее ЦЭИ, продолжает проводить аналитические и прикладные исследования и разрабатывать предложения по стратегическим направлениям углубления социально-экономических реформ, а также осуществлять информационно-аналитическое обеспечение Администрации Президента Республики Узбекистан. Но большинство поставленных перед ЦЭИР задач в деятельности прежнего Центра не присутствовали, и часть из них поставлена в республике впервые.

В числе новых ключевых задач Центра нужно отметить:

- внедрение эффективного межотраслевого и межведомственного взаимодействия государственных органов, институтов гражданского общества, субъектов предпринимательства, для чего организована инновационная платформа по принципу «open space» на базе Центра;

- содействие в мобилизации, консолидации и оптимальном использовании ресурсов и средств государственных органов и организаций для поиска наиболее оптимальных путей решения ключевых вопросов социально­ экономического развития, для чего в структуре Центра создан Акселератор социально-экономических реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан;

В число новых задач центра включены обобщение и проработка механизмов реализации предложений, разработанных в рамках технического содействия международных организаций; анализ сценариев реализуемых мер экономической политики; изучение вопросов комплексного территориального развития; организация оценки воздействия проектов нормативно-правовых актов на экономику и социальную сферу и др.

Центр также осуществляет мониторинг тенденций состояния и развития узбекской экономики для чего определяет целый ряд индексов и индикаторов на еженедельной, ежемесячной и ежеквартальной основе. Среди них еженедельный Индекс цен продовольственных продуктов, Индекс деловой активности, Индекс бизнес – активности в разрезе регионов, Индикатор бизнес-климата, Индекс активности банков, Динамика продаж недвижимости и автомобилей.

Каковы общие цели экономической реформы в Узбекистане? Какие выгоды получит Узбекистан от перехода от модели развития, основанной на ресурсах, к более эффективной, инновационной, устойчивой и зеленой модели роста?

Ускоренного развития государства и общества, модернизация страны и либерализации всех сфер жизни. Для достижения этих целей в феврале 2017 года Президентом Узбекистана была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах.

Вы спрашиваете, что может дать Узбекистану реформы, переход от модели развития, основанной на ресурсах, к более эффективной, инновационной, устойчивой зеленой модели роста, который осуществляется в ходе проводимых в последние годы реформ. Этот переход уже динамично происходит и он уже происходит и он многое дает экономике страны.

В области экономической политики были поставлены следующие задачи: макроэкономическая стабильность и высокие темпы роста экономики; экономическая конкурентоспособность за счет структурных преобразований и модернизации отраслей; сокращение присутствия государства в экономике, защита прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса; комплексное и сбалансированное территориальное развитие. В числе задач, связанных с зеленой экономикой - сокращение энергоемкости и ресурсоемкости, внедрение энергосберегающих технологий, использование возобновляемых источников энергии. По всем этим направлениям уже многое было сделано, что обеспечило более высокую эффективность экономики и привело к положительным социальным изменениям – созданию новых рабочих мест и росту доходов населения.

Наиболее громкий резонанс в мире вызвала валютная реформа. В сентябре 2017 года вышел указ президента «О либерализации валютной политики», позволивший юридическим и физическим лицам свободно конвертировать валюту. Другой ключевой реформой в сфере экономики являлась налоговая реформа, основной этап которой завершился в 2020 году с введением в действие нового Налогового кодекса, и которая была направлена на стимулирование активности предпринимательства.

Были устранены многочисленные административные для предпринимательской деятельности, в результате чего в отчете «Doing Business 2020» Всемирного банка рейтинг

республики улучшился на 7 позиций, обеспечив ей 69-е место, что позволило стране войти в список 20 лучших стран-реформаторов. А в Индексе экономической свободы, выпускаемого Heritage Foundation совместно с The Wall Street, Узбекистан за последние годы добился заметных результатов, так страна поднялась с 152-го в 2018 году на 108-е место в 2021. За четыре года рост составил 44 позиции.

И проводимые реформы уже приносят весьма неплохие результаты, подтверждаемые экономическим показателями. В частности, в 2016 – 2019 годах значительно улучшилась структура экономики в сторону производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Среднегодовые темпы роста промышленности составили 8,9% (для сравнения: в Кыргызстане – 7,2%, Казахстане – 3,7%). Доля промышленности а Узбекистане выросла с 18,7% до 27,3%. Основное увеличение приходится на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВВП выросла с 11,5% в 2016 г. до 19,6%. Сельскохозяйственный сектор, на который в 2016 г. приходилось 30,8%, снизился в 2019 г. до 25,5%. За 2016-2019 гг. сектор услуг в среднем в год увеличивался на 12%.

Улучшение деловой среды и инвестиционного климата привели к динамичному росту инвестиций. Так, по данным статистического комитета СНГ в 2019 году инвестиции относительно 2000 г. увеличились в Кыргызстане в 4,1 раза, в Казахстане – в 7,6 раза, а в Узбекистане в 10,4 раза. Беспрецедентная инвестиционная активность последних лет в Узбекистане привела к увеличению этого показателя с 21,1% в 2016 г. до 38,3% в 2019 г., что также позволило нарастить экспорт более чем в 1,4 раза, с 12,1 млрд. долл. в 2016 г. до 17,5 млрд. долл. в 2019 г.

То есть экономика Узбекистана за годы в процессе проводимых реформ превращается из импортозамещающей аграрно-промышленной в экспортоориентированную промышленно – аграрную, с более высоким уровнем переработки продукции, более высокой добавленной стоимостью. Причем, в общей технологичной структуре обрабатывающей промышленности растет удельный вес высокотехнологичных отраслей. Это уже отмечено в рейтингах международных организаций. Так, в Индексе конкурентоспособности промышленности-2020, составляемом ПРООН, Узбекистан в первые вошёл в рейтинг, заняв 92 место среди 152 стран.

Новым важным фактором проводимой социально-экономической политики является начало масштабной программы по сокращению бедности. В 2020 году Президент Республики Узбекистан в своем Послании парламенту впервые в истории страны поднял вопрос бедности. Проводил ли CERR исследования, отображающие масштабы бедности в Узбекистане?

Да, действительно, бедность является одной из самых болезненных проблем Узбекистана, о чем ранее на официальном уровне стыдливо умалчивалось, но Президент Шавкат Мирзиёев этот факт открыто признал, а борьба с бедностью была определена в качестве приоритетной задачи. Президентом было предложено разработать совместно со Всемирным банком, Программой развития ООН и другими международными организациями Программу сокращения бедности.

ЦЭИР совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности разработан проект Концепции сокращения бедности в Узбекистане. Разрабатываются критерии и методы расчета бедности, эффективные инструменты ее сокращения, долгосрочная стратегия преодоления бедности, основанная на успешном международном опыте.

Для апробации этих разработок ЦЭИР был реализован пилотный проект по сокращения бедности, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения. Апробация нового проекта по сокращению бедности успешно прошла в Букинском и Чиназском районах Ташкентской области. Важное значение в работе над определением критериев бедности и мер по ее преодолению имеет проект «Слушая граждан Узбекистана», который реализуется нашим центром и Центром стратегии развития при содействии Всемирного банка. (О котором более подробно речь пойдет ниже).

Но, не смотря на то, что Программа сокращения бедности еще находится в процессе разработки, меры, направленные на ее снижение активно реализуются. Важное значение в этом процессе имеет внедрение нового механизма учета бедных. Реальные проблемы и уровень жизни конкретных семей стали выявляться путем подворного обхода домохозяйств, на основе которого формируется реестр бедных семей, который стал основой адресной программы сокращения бедности и социальной поддержки. Осуществляются целевые программы по строительству доступного жилья и благоустройству в городах и сельской местности. Нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются ипотечные кредиты на льготных условиях.

Необходимо особо отметить, что в прошлом году в связи с пандемией проблема бедности в Узбекистане значительно обострилась. Это вызвало необходимость в оперативных практических действиях по более интенсивной социальной поддержке населения, особенно наиболее малообеспеченных и уязвимых слоев.

В прошлом году на основе реестра бедных семей была оказана поддержка более 2,5 миллионов членов свыше 590 тысяч семей, а также трудоустроено 527 тысяч человек. За прошлый год контингент получателей социальных пособий расширился в два раза – до 1,2 миллиона человек. На их поддержку из бюджета было выделено в 5 раз больше средств, чем в 2016 году. Кроме того, была проведена оплата первоначальных взносов за жилье для более чем 1 тысячи женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В рамках Государственной программы по обеспечению населения доступным жильем новые квартиры получили более 13 тысяч граждан.

Важное значение для благосостояния многих семей в Узбекистане имеет трудовая миграция и денежные переводы из-за рубежа, которые во время пандемии сократились, а многие мигранты возвратились на родину. Только в централизованном порядке были возвращены более 600 тысяч соотечественников, а также организована помощь около 100 тысячам граждан Узбекистана, оказавшихся за рубежом.

В тоже время возвращение трудовых мигрантов, не только лишает их семьи дополнительных доходов, но и способствует расширению сектора неформальной занятости, который по итогам 2020 года (даже без учета мигрантов) составляет примерно 43% от общей численности занятого населения, что сокращает базу налоговых и социальных отчислений, а также затрудняет учет действительно нуждающихся семей. Для поддержки доходов этих групп населения было снято множество бюрократических ограничений для деятельности в качестве самозанятых и им были предоставлены широкие налоговые льготы. Благодаря этим мерам была налажена легальная трудовая деятельность 500 тысяч человек. Также этой группе населения было выделено 300 миллиардов сумов льготных кредитов и субсидий на развитие дехканских хозяйств и приусадебных участков в сельской местности.

Таким образом, в последние годы было сделано достаточно много для сокращения бедности, но имеется необходимость в наращивании усилий в этом направлении и они будут продолжаться. Разработка же Программы сокращения бедности позволит придать этим усилиям системный комплексный характер на научно обоснованной основе.

Узбекистан был одной из немногих экономик, которые не вошли в рецессию в прошлом году из-за пандемии кризиса. Негативные экономические последствия были эффективно минимизированы. Что делает узбекскую экономику устойчивой к внешним шокам и каковы ваши прогнозы относительно постпандемического восстановления узбекской экономики?

Действительно, самый сложный год пандемии Узбекистан сумел преодолеть довольно успешно, как с точки зрения борьбы с распространением коронавируса, так и в плане минимизации негативных экономических и социальных последствий. Экономический рост в прошлом году составил 1,6%, объем продукции аграрного сектора вырос на 3%, сектора услуг - 2,3%, промышленности - 0,7%.

За счет чего этого удалось добиться? В целях минимизации ущерба для экономики, в первую очередь малого и среднего бизнеса, государство взяло на себя большинство экономических и финансовых издержек в период пандемии. Предпринимателям было предоставлено множество льгот и преференций. В 2020 году субъектам предпринимательства выделено 100 триллионов сумов кредитов –почти в 4 раза больше, чем в 2016 году. Отраслям экономики было предоставлено 2,3 трлн. сумов налоговых льгот и выделено из Антикризисного фонда на их поддержку 3,6 трлн. сумов. Принятые меры по поддержке экономики позволили уже в начале мая преодолеть нижнюю точку спада промышленности и к середине июня преодолеть нижнюю точку спада в большинстве отраслей сферы услуг. А уже в августе были утверждены меры по восстановлению экономического роста в 2020-2021 годах, которые должны обеспечить с 2021 года устойчивые темпы экономического роста в размере 5,0-5,5%.

Об эффективности приняты восстановительных мер свидетельствует динамичный рост узбекской экономики с начала этого года.

За первые шесть месяцев текущего года ВВП увеличился на 6,2%, в то время как за аналогичный период прошлого года, в связи с пандемией экономика Узбекистана выросла лишь на 1,1%, а за первые три месяца 2021 г. – 3%. Продолжает замедлятся инфляция: цены выросли на 4,4% к декабрю прошлого года, тогда как в 2020 г. за аналогичный период – на 4,6%. Приток инвестиций в экономику вернулся к положительной динамике. Инвестиции в основной капитал выросли на 5,9% против спада почти на 10% за аналогичный период прошлого года. Положительная динамика производства отмечается во всех секторах экономики. Основными драйверами являются промышленность и сфера услуг. Происходил и существенный рост зарплат.

Рост доходов населения, а также объемов инвестиций, стали важными факторами поддержки совокупного спроса в экономике, который является одним из важнейших стимулов экономического роста в условиях ее восстановления, что делает ее менее подверженной внешним шокам.

Все индикаторы, как макроэкономические, так и отслеживаемые нашим центром разнообразные индексы, четко указывают на уверенную положительную динамику восстановительных процессов в этои году.

Если говорить о перспективах дальнейшего роста, что по оценкам Центрального банка Республики Узбекистан ожидается, что в 2021 году рост реального ВВП будет в пределах 4,5-5,5%, заложенных в базовом сценарии. Всемирный банк прогнозирует, что рост экономики Узбекистана в 2021 г. и 2022 г. достигнет 4,8% и 5,5% соответственно, а ЕБРР - 5,6% в 2021 году и 6% в 2022 году.

Учитывая, что приведенные прогнозы существенно выше, чем во многих странах мира в текущем году, можно констатировать, что в процессе преодоления вызовов пандемии Узбекистану удалось укрепить конкурентные позиции своей экономики относительно экономик других стран. При этом следует учитывать, что проводимые экономические реформы уже дают ощутимый положительный эффект, который в условиях постпандемийного восстановительного роста мировой экономики будет только усиливаться.

С 2018 года проект «Слушая граждан Узбекистана» реализуется CERR и Центром стратегии развития при содействии Всемирного банка. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте и основных выводах обследований домохозяйств, проведенных в рамках этого проекта?

Это очень интересный и важный проект, так как данные, собранные в ходе реализации проекта «Слушая граждан Узбекистана», учитываются при разработке государственных мер по снижению уровня бедности среди населения, смягчению социально-экономических последствий пандемии для уязвимых слоев населения, а также при планирования программ по восстановлению экономики Узбекистана в посткризисный период.

В рамках этого проекта проводятся ежемесячные опросы респондентов по всей стране, в которых также принимают участие председатели 600 махаллей (органов местного самоуправления граждан) во всех регионах Узбекистана. В 2020 году было отобрано 5,4 тысячи домохозяйств из всех регионов страны и проведено пилотное обследование их состава, доходов и расходов. После введения карантина в марте 2020 года в рамках проекта также стал осуществляться мониторинг влияния пандемии на социально-экономическое благосостояние и здоровье граждан.

Интересны и результаты этих опросов. Так, в период до пандемии среднемесячный доход одного бедного домохозяйства за январь-март 2020 года составлял примерно 1,5 млн.сум, что в сопоставимых ценах было на 12% больше данного показателя за тот же период предыдущего года.

Согласно исследованию, проведенному в октябре прошлого года, предпринятые правительством меры весьма ощутимо способствовали смягчению социальных последствий пандемии для населения. Так, если в апреле уровень доходов от самозанятости упал на 68 процентов по отношению к марту, то в октябре уровень доходов от самозанятости превысил уровень марта на 17 процентов. Уровень заработной платы в октябре поднялся на 26 процентов от уровня апреля. При этом число людей, живущих в крайней бедности, сокращается. Если в апреле 71 процент респондентов не имел сбережений, то в октябре эта цифра снизилась до 64 процентов.

По данным обследования в период с апреля 2020 года по январь 2021 года, в последние месяцы 2020 года уменьшилось количество обращений граждан за получением социальной помощи. Количество новых заявок на пособия для малоимущих с августа 2020 года по январь 2021 год снизилось примерно в два раза, а число обращений за помощью к благотворительным фондам почти до нуля в 2021 году. В целом же, начиная с апреля 2020 года, около 5,2 миллиона человек хотя бы однажды получали материальную помощь в той или иной форме.

Принимая во внимание влияние пандемии на обследование в 2020 году, в текущем году было принято решение увеличить охват обследования домашних хозяйств, проводимого при поддержке Всемирного банка, с 5,4 тысяч до 10 тысяч. Результаты этого исследования должны быть готовы в ноябре 2021 года. По этим результатам планируется уточнить предварительные показатели минимальных потребительских расходов и уровня бедности до конца этого года.

Узбекистан в настоящее время проводит активную политику экономической интеграции как на региональном уровне, так и с остальным миром. С экономической точки зрения, какие выгоды Узбекистан ожидает получить от членства во Всемирной торговой организации (ВТО), а также от Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) и соглашения GSP + с ЕС?

Расширение равноправной взаимовыгодной торговли всегда выгодно для любой страны. Именно поэтому Узбекистан в последние годы активизировал свои усилия по расширению внешнеэкономических связей со всем миром, как с конкретными странами и их объединениями, международными экономическими организациями, так и на региональном уровне.

Если говорить про ВТО, то вступления в эту организацию требуют интересы развития экономики Узбекистана, которая обладает рядом определенных конкурентных преимуществ, реализовать которые можно более эффективно будучи членом ВТО. Показательным в этом плане является то, что Узбекистан подал заявку на получения статуса наблюдателя в ВТО в 1994 году, а в 1995 году была сформирована рабочая группа по вступлению в эту организацию. Однако, недостаточная конкурентоспособность промышленного производства и достаточно жесткое административное управление экономикой в то время, не позволяли полноценно реализовать имеющийся экономический потенциал. Поэтому процесс вступления в ВТО надолго затормозился.

Были необходимы экономические реформы, которые и начались с приходом к власти Президента Шавката Мирзиёева, которым было инициировано возобновление процесса вступления Узбекистана в ВТО было и официально заявлено в его послании Парламенту Узбекистана в декабре 2017 года. Это решение поддержали и США и Европейский Союз, который в 2019 году предоставил грант в размере 5 млн. евро на финансирование процесса вступления. Так что процесс подготовки к вступлению идет.

Нашим Центром экономических исследований и реформ была проведена предварительная оценка последствий вступления Узбекистана в ВТО по методологии расчета «Trade Creation Effect» и «Trade Diversion Effect». При вступлении в ВТО и при снижении импортных таможенных пошлин на 50% по предварительным расчетам объем импорта в Узбекистан может в целом вырасти на 5%, а по продуктам отдельных отраслей от 2% до 13%. Влияние на экспорт от вступления Узбекистана в ВТО в целом будет положительным, так как к Узбекистану страны-члены ВТО будут применять ставки импортных пошлин, согласованные в рамках ВТО и данные ставки, могут быть ниже тех, которые сейчас применяются в отношении Узбекистана.

Что касается соглашения GSP+ с Европейским союзом, то оно было успешно заключено и с апреля текущего года для Узбекистана вступила в силу специальная система преференций ЕС для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+), согласно которой отменены тарифы на ряд таких важных для Узбекистана экспортных товаров, как ткани, одежда и изделия из пластика. В рамках GSP+ количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросло до 6200. Ожидается, что в 2021 году экспорт составит 142 млн долл., а в 2022 году 242 млн долл.

Это позволит узбекской продукции усилить свои конкурентные позиции на европейском рынке, так как высокие издержки на транспортировку компенсируются снятием таможенных пошлин.

К примеру, если раньше узбекский текстиль облагался при въезде на таможенную территорию ЕС таможенными платежами в размере 17%, то теперь платежи снизились до 6%. Если по данным ассоциации «Узтекстильпром», в 2020 году было экспортировано текстильных изделий в страны ЕС на 74 млн долл., а с начала 2021 года на 27,5 млн долларов, то по ее прогнозам ожидается, что экспорт текстильной продукции в ЕС может достигнуть в краткосрочной перспективе 300 млн долл., с последующим его увеличением до 1,2 млрд долл. к 2025 году.

Также ожидается, что статус бенефициара GSP+ поможет не только увеличить экспорт Узбекистана, но и ускорить реформы ряда отраслей, в том числе, внедрить современные стандарты и технологии, приобрести необходимые знания и навыки, обеспечить необходимый уровень качества, а также даст возможность накопления опыта работы на рынках с высокими требованиями.

Действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Республикой Узбекистан, было подписано еще в 1996 году. Но за прошедшее с тех пор время узбекско-европейские отношения значительно расширились. Кроме того, реформы инициированные Президентом Ш.М.Мирзиёевым, предполагают более высокий уровень и динамику взаимодействия с зарубежными партнерами Узбекистана, включая Европейский Союз.

В связи с этим в 2017 году новое руководство Узбекистана обратилось с просьбой об официальном обновлении СПС, а в июле 2018 года Европейский Совет принял переговорный мандат на открытие переговоров в рамках обновленного Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA). К настоящему времени прошло несколько раундов переговоров по этому документу и ожидается, что его разработка будет завершена в текущем году. Соглашение должно охватить такие области, как политический диалог и реформы, верховенство права, безопасность, права человека, борьба с коррупцией, миграция, торговля, экономическое и устойчивое развитие.

Мы ожидаем, что благодаря новому расширенному соглашению со стороны ЕС расширится поддержка проводимых реформ по дальнейшему углублению рыночных преобразований в экономике и демократических преобразований в общественной жизни и государственном управлении. Кроме того, заключение нового соглашения должно способствовать расширению как торгово- экономических связей, так и расширению образовательных, научных, культурных и других связей между организациями и гражданами Узбекистана и европейских стран.

 

Diplomatic world: 86-91 pages