ПРООН готова сопровождать Узбекистан

В современном мире со столь развитой экономикой, технологиями и наличием финансовых ресурсов является недопустимым то, что есть люди, все еще живущие в бедности. Бедность - это не только экономическая проблема, но и многомерное явление, заключающееся в отсутствии как доходов, так и основных возможностей, необходимых для достойной жизни. Понятие достойной жизни включает социальную и экологическую справедливость для всех, и в этом году темой Международного дня борьбы за ликвидацию бедности являлся поиск путей обеспечения этих двух форм справедливости.

В 2020 году пандемия COVID-19 потребовала огромных усилий по борьбе с бедностью, так как бедные люди пострадали от этого кризиса вдвойне. Бедные слои населения имели более высокие риски заражения и меньший доступ к медицинскому обслуживанию. По оценкам, в этом году в результате пандемии еще 115 миллионов человек могут оказаться в бедности, что станет первым увеличением бедности в мире за десятилетия. Женщины подвергаются наибольшему риску, поскольку у них высокая вероятность потерять работу и меньше возможностей для получения социальной защиты.

Это глобальные наблюдения, но они также очень актуальны для Узбекистана.

Политическая воля уделять первостепенное внимание вопросам сокращения масштабов бедности была четко выражена в рамках программы развития Узбекистана в начале 2020 года.

В Узбекистане за последние два десятилетия достигнут значительный прогресс в борьбе с бедностью, наблюдается снижение показателей бедности с 24% в 2000 году до 11% в 2019 году, созданы лучшие условия жизни для 2,2 миллиона человек. Благодаря этому успеху, можно будет проделать еще огромную работу по обеспечению большему количеству людей достойной жизни и равных возможностей. Деятельность в этом направлении оказалось еще более важной с появлением COVID-19 как одной из величайших социально-экономических проблем современной истории. Исходные прогнозы предполагали, что около 448 000 людей в Узбекистане окажутся за чертой бедности из-за COVID-19.

Таким образом, работа, проводимая правительством для улучшения благосостояния граждан посредством хорошо разработанной Стратегии сокращения бедности, является своевременной, так же, как и соответствующие усилия по более точному определению бедности в Узбекистане.

Оценка всех аспектов нищеты

Бедность рассматривается как многогранное явление, и важно учитывать как денежные, так и немонетарные аспекты, а также разнообразие ее проявлений. Для адекватной оценки бедности важно охватить в равной мере все ее аспекты, включая доход, материальное потребление и имеющиеся возможности.

Что важно при оценке бедности: денежный аспект или другие аспекты, не связанные с денежными средствами, или и то и другое? Измерение бедности следует проводить на основе обоих направлений, используя многокомпонентные виды показателей, оценивающие доступ к образованию и здравоохранению, а также материальный уровень жизни, включающий наличие базовых услуг, таких как системы водоснабжения, санитарии и электричество. Это разнообразие подходов нашло отражение в Узбекистане. Важным является то, что правительство расширяет систему оценки бедности на основе потребления.

Возникает новое неравенство

Бедность и неравенство являются тесно взаимосвязанными, что, несомненно, имеет место и в Узбекистане. В то время как национальный уровень бедности снижается, региональные диспропорции ежегодно увеличиваются, равно как и увеличивается разрыв в уровне бедности между городом и селом.

Учитывая проявляющееся на сегодняшний день в мире беспрецедентное неравенство, акцент на неравенстве имеет решающее значение. Более широкая переоценка значения бедности в 21 веке была инициирована Глобальным докладом ПРООН о развитии человеческого потенциала (2019 год). Для развития технологической грамотности, доступа в интернет, сведения к минимуму нарушений климата требуются расширенные возможности, более сложные, по сравнению с базовыми, необходимыми для улучшения доходов, здоровья и образования.

Построить общество и экономику, увеличивающие способности и возможности людей как сегодня, так и в будущем – должно быть целью перспективной стратегии сокращения масштабов бедности.

Хорошо скоординированный набор мер политики

Однозначного решения этой проблемы не существует. Необходимы хорошо продуманные, скоординированные и межсекторальные меры программного характера, которые могут предусматривать новые вызовы, а не просто реагировать на ситуацию.

Социальная защита должна быть основой любых действий по сокращению бедности. Безусловно, для более эффективной борьбы с бедностью, уязвимостью и социальной изоляцией следует усовершенствовать и укреплять системы социальной защиты. Создание целевых и скоординированных институциональных механизмов, а также адекватное и устойчивое финансирование социальной защиты имеют важное значение для Узбекистана, как и для любой другой страны.

В контексте пандемии COVID-19 странам потребовалось «новое поколение программ социальной защиты», оказывающих поддержку наиболее пострадавшим - людям, занятым в неформальной экономике.

Одной из мер, которую некоторые страны используют для активизации усилий в этом направлении, является введение универсального базового дохода. Это решение сопряжено с проблемами, возможностями и компромиссами, а также разнообразным опытом и подходами, возникающими в настоящее время во всем мире.

Не менее важными являются стратегии по расширению способностей и возможностей людей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Цель заключается не в том, чтобы сделать людей зависимыми от государственной помощи, а в том, чтобы дать им возможность крепко встать на ноги. И это должно быть отражено в политике. В этом заключается ключевая цель политики - поддержка рынка труда и предпринимательства.

Социальная и экологическая справедливость для всех

Тема Международного дня борьбы за ликвидацию бедности в этом году была связана с задачей достижения социальной и экологической справедливости для всех. Растущее признание многоаспектности проблемы бедности означает, что эти два вопроса неразрывно связаны друг с другом и социальная справедливость не может быть полностью реализована без одновременного искоренения экологической несправедливости. В то время как в решении проблемы бедности в плане уровня доходов был достигнут прогресс, в решении других важных проблем, включая растущее воздействие окружающей среды на жизнь людей, в рамках более целостного подхода было достигнуто меньше успехов.

Cильные государственные институты должны применять последовательную и дальновидную политику в области сокращения бедности, социальной защиты, рынков труда и предпринимательства. Они могут предлагать политику тем, кто в ней нуждается, применять новые методы обращения к людям, в том числе с помощью цифровых услуг, и поддерживать более активное участие гражданского общества.

Сейчас подходящее время для таких действий в Узбекистане, поскольку в стране предпринимаются усилия по восстановлению после пандемии. Время, когда наряду с инициативами в области социальной защиты и занятости готовится стратегия сокращения бедности, когда укореняется новая «зеленая экономика», распространяется цифровизация по всей стране и перераспределяются или мобилизуются значительные финансовые ресурсы. Это огромная возможность для Узбекистана и для всего мира выйти из этого кризиса, проявив новаторский подход и разумную устойчивость.

ПРООН готова сопровождать Узбекистан в этом направлении!

Матильда Димовска,

Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане

Экономическое обозрение №10 (250) 2020