CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Меха и обувь Узбекистана в динамике роста и освоения внешних рынков

08.09О тенденциях развития кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей Узбекистана рассказывает председатель ассоциации «Узчармсаноат» Фахриддин Бобоев.

Во второй части интервью нашему изданию руководитель отечественной кожевенно-обувной промышленности поделится видением развития отрасли в ракурсе углубления взаимодействия с ЕАЭС и вступления в ВТО.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, динамику развития отрасли за время нового этапа реформ.

– Дата – 3 мая 2018 года. Именно с этой временной точки можно разделить развитие отечественной кожевенно-обувной отрасли на «до» и «после». С момента выхода Постановления Президента «О мерах по дальнейшему стимулированию развития и роста экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» наша ассоциация постоянно ведет работу по налаживанию взаимодействия с авторитетными международными организациями наиболее развитых стран в этой сфере. Замечу, что все зарубежные партнеры отмечают беспрецедентную поддержку нашей отрасли на самом высоком, государственном уровне. Благодаря этому в Узбекистане динамично развиваются автоматизированный убой скота, переработка кожи, меха, шерсти и каракуля, а также производство кожтоваров, обуви, кожгалантерейных изделий и другой отраслевой продукции.

01.11.2020 10:0108

Давайте сравним. В 2017 году в отрасли функционировало всего 523 предприятия, а в 2019 году – уже 1556. То есть за очень короткий срок количество предприятий возросло в 3 раза. В том же 2019 году достигнут рост основных макроэкономических показателей отрасли. Было выпущено промышленных товаров на 358,6 миллиона долларов, при этом доля кожевенно-обувной промышленности в ВПП страны составила 0,7%.

И еще о цифрах. Объемы производства по основным видам продукции по итогам 2019 года следующие. Было выпущено 1,1 млрд. кв. дм кожи. Рост по сравнению с 2018 г. составил более 1,5 раза, а в сравнении с 2017 годом – в 2 раза. Значительно расширились объемы производства обуви. В 2019 году было выпущено 86,1 млн. пар (рост – в 1,5 раза), кожгалантерейной продукции выпущено на 60 млрд. сум. (рост – в 2,4 раза). За прошлый год экспортировано кожевенно-обувной продукции на 193,3 миллиона долларов. Это солидные показатели.

Казалось бы, ограничения, введенные в связи с пандемией, должны были замедлить темпы выпуска продукции, но и в этот сложный для страны период отрасль динамично развивается и практически наращивает объемы производства. Так, за первое полугодие 2020 года было произведено промышленной продукции более чем на 1 триллион сумов. Только обуви изготовлено на 344,5 млрд. сумов, а это, прошу заметить, на 21,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если возьмем кожу, то за шесть месяцев этого года ее выпущено на 427,5 млрд. сумов, кожгалантереи – на 25 млрд. сумов.

Отрасль четко придерживается целевых ориентиров. По итогам 2020 года объемы производства кожевенных товаров вырастут, по сравнению с 2019 г., в 1,3 раза (1460 млн. кв. дм), обувной продукции – в 1,3 раза (111,8 млн. пар) и кожгалантереи – в 1,2 раза (72,8 млрд. сумов).

– Какие задачи по развитию кожевенно-обувной промышленности поставлены на настоящем этапе реформ?

– За два года сделан колоссальный рывок вперед, может, это звучит громко, но это правда. Потому сегодня главная задача – сохранить и нарастить динамику развития отрасли, повысить и количественные, и качественные показатели.

В данный момент 248 инвестиционных проектов находятся на стадии реализации. Из них 135 ориентированы на расширение производства, модернизацию и техническое перевооружение действующих мощностей. Подчеркну, речь о выпуске импортозамещающей и экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В 2020 году запланирована реализация 105 инвестиционных проектов на общую сумму 157,7 млн. долл. В итоге мы должны довести уровень использования производственных мощностей предприятий отрасли в среднем по кожперерабатывающим предприятиям до 81%, по предприятиям, производящим кожгалантерейные изделия, – до 87% и предприятиям- производителям обувной продукции – до 83%.

Запуск проектов позволит снизить себестоимость на 5,1%, а также сэкономить валютные средства в размере 52,8 млн. долл. Запланировано достигнуть сокращения доли импорта при производстве отраслевой продукции, увеличения ее ассортимента, расширения географии и роста объемов экспорта.

Еще один из амбициозных планов – превращение Узбекистана в производственный хаб отрасли всей Центральной Азии. В нашу страну из соседних республик будет стекаться кожевенное сырье – шкуры животных – для их дальнейшей глубокой переработки и выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это значит, что на новых запущенных мощностях будет производиться исключительно готовая кожа 3-го передела. Так называемый «финиш», ждущий своего покроя.

Возвращаясь к целевым ориентирам отрасли на 2020 год. На системной основе будет организовано производство промышленной продукции на 4,3 трлн. сумов (рост к 2019 г. – 132,2%), в частности, 105,8 млн. пар обувной продукции (117,6%), кожгалантереи на 92,7 млрд. сумов (154,2%), готовой кожи на 1,4 млрд. кв. м (119,2%).

Экспорт кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции предусмотрен на сумму 400 млн.долл. (рост – в 2,1 раза).

– Какие проблемы препятствуют достижению поставленных целей и показателей? Что делается и планируется сделать для решения проблем отрасли?

– Одной из главных проблем для отрасли мы видим привязанность к экономике одного государства в плане экспорта. Китай остается основным рынком сбыта. Конечно же, необходимо расширить географию экспорта, отдавая приоритет странам СНГ и ЕС. Например, российский рынок – он весьма и весьма перспективен для нашей отрасли.

Узбекистан владеет достаточным объемом качественного кожевенного сырья. Рабочая сила в разы дешевле, по сравнению с другими странами, работающими на аутсорсинге. Все эти преимущества необходимо донести до потенциальных партнеров. Тогда получится нарастить число всемирно известных брендов, производящих продукцию в Узбекистане. В этом направлении была бы неоспорима помощь посольств нашей страны, к примеру, в Турции, Индии, Китае, Италии и в той же России.

Сегодня у нас есть ряд предприятий, занимающихся переработкой меха и производством готовой продукции из него. Но отсутствие льгот и преференций при импорте мехового сырья приводит к росту себестоимости меховых изделий и потере конкурентоспособности на внешних рынках. Для дальнейшей поддержки пушно-меховых предприятий и увеличения экспортного потенциала в этой области, обеспечения производства конкурентоспособной на внешних рынках продукции было бы целесообразно включить меховое сырье в список таможенных преференций при импорте. Также являются важными наращивание межотраслевого сотрудничества, усиление совместной работы по определению необходимых объемов потребления кожаных и меховых изделий различными сферами и отраслями для государственных и корпоративных закупок.

Актуальным для нас остается и вопрос сокращения цепочки посредников при реализации продукции отечественных производителей, так как существующее положение дел ведет к необоснованному завышению цен. Рассматривается необходимость создания предприятия «Узчармсавдо», которое специализировалось бы на снабжении населения обувью, мехом, каракулем, кожаными и шерстяными изделиями, выпускаемыми на местных предприятиях по низким ценам. Кроме того, в решении этого вопроса помогло бы создание фирменных магазинов предприятий-членов ассоциации «Узчармсаноат» в регионах.

Давно известна формула: качество там, где сконцентрированы инновации. Процесс модернизации и технологического переоснащения предприятий продолжается. На рынок выходят новые игроки, стремящиеся установить лучшее оборудование, которое стоит достаточно дорого при существующем недостатке инвестиционных ресурсов. Выход из этого положения – привлечение кредитных линий. Но проблема в том, что даже при выгодных процентных ставках есть основное условие – оборудование и техника должны быть полностью закуплены в стране, где находится иностранный банк. То есть у предприятий нет возможности закупать современные технологические линии из других государств по частям.

В этом плане были бы полезны кредитные линии Евразийского банка развития. Эта международная финансовая организация призвана содействовать экономическому росту государств-участников, расширять торгово-экономические связи между ними и развивать интеграционные процессы на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности. Установление сотрудничества с кредитным учреждением открыло бы новые перспективы для многих ключевых отраслей Узбекистана, дало бы доступ к финансовым ресурсам банка.

– Отличительным моментом текущего этапа реформ является более активное включение экономики Узбекистана в мирохозяйственные связи. Насколько к этому готова кожевенно-обувная промышленность? Какие имеются конкурентные преимущества и насколько отрасль конкурентоспособна?

– Отвечу прямо – готова. И даже в некотором роде задает тон. Если позволите, приведу несколько фактов. Даже с учетом экономических и логистических сложностей, вызванных пандемией, за первое полугодие 2020 года экспорт предприятий ассоциации «Узчармсаноат» составил 150,3 млн. долларов. Товары под отечественным брендом можно встретить на рынках свыше 20 стран мира. В самых крупных странах-импортерах узбекской кожи, обуви и кожгалантереи – России, Турции и Казахстане – открыты представительства ассоциации. Кроме того, в Республике Корея, Китае, Таджикистане и ряде других государств действуют торговые дома. Среди рынков сбыта – также Италия, Испания, Португалия, Латвия, Польша, Египет, Эстония, Украина и Азербайджан. Как видите, очень разные страны с разными требованиями на ввозимую продукцию. Присутствие на этих рынках уже само по себе является оценкой конкурентоспособности отечественной кожевенно-обувной отрасли.

Вместе с тем, еще есть вопросы в повышении конкурентоспособности отрасли, которые предстоит решить. На данном этапе перед нами стоит ряд приоритетных задач по обеспечению локализации, ускоренному развитию внутренней и межотраслевой кооперации, повышению качества продукции. В этом направлении в 2019 году реализованы 56 инвестиционных проектов по производству импортозамещающей продукции на 127,3 миллиона долларов. Благодаря широкому спектру программ уровень локализации в производстве искусственной кожи и полиуретана достиг 100%, подошв – 92%, спорттоваров – 84%, спортивных сумок и чемоданов – 68%. Кроме того, наши предприятия освоили выпуск новых видов продукции, таких как желатин, коллаген, полиуретан, искусственная кожа.

Есть договоренность с ведущими компаниями Nike и Adidas о выходе на наш рынок. Производство спортивной обуви будет налажено в Андижанской области. На заводе ООО СП SinoInternational на условиях аутсорсинга планируют выпускать 3 миллиона пар кроссовок под всемирно известным брендом.

Также стоит заметить, что в отрасль внедрены современные методы других стран (Италия, Турция, Китай и др.) по глубокой переработке кожи и производству продукции с высокой добавленной стоимостью. В течение следующих трех-пяти лет предполагается открыть 15 новых экспортных рынков, преимущественно в странах Европы и Юго-Восточной Азии. Значительному расширению географии экспорта и повышению узнаваемости отечественных товаров содействует также активное участие наших предприятий на международных выставках и ярмарках.

Говоря о задачах, стоит вспомнить фразу «кадры решают все». Без профессионалов своего дела, современных технологов, освоения новых инновационных подходов к переработке сырья, производству качественной продукции не может быть прорыва вперед. Принимаются меры по обеспечению предприятий отрасли высококвалифицированными кадрами. В том числе подписаны меморандумы с четырьмя международными университетами и налажено сотрудничество с Университетом Нортгемптона (Великобритания), Университетом EGE (Турция), Российским государственным университетом им. А. Косыгина, Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна (Россия), Витебским государственным технологическим университетом (Беларусь).

Внутри страны также созданы необходимые условия для эффективной интеграции систем «образование – производство – наука». Ассоциация и ее филиалы всемерно оказывают методическую и практическую помощь ученым базовых профильных высших образовательных учреждений республики. Результаты их разработок внедряются в производственный процесс.

– В Каракалпакстане организован крупный кожевенно-обувной кластер, в который вошли 16 инвестиционных проектов на общую сумму 15,5 млн. долларов. Обувной кластер включает полный цикл производства: от убоя скота и обработки кожи до выпуска современной мужской, женской и детской обуви, а также кожгалантерейной продукции, изготовленной с учетом мировых тенденций. Расскажите о работе кожевенно-обувных кластеров.

– Проект в Каракалпакстане – наша гордость. Это не только один из двух первых кластеров отрасли, но еще и пример успешной работы не в самых благоприятных для отрасли условиях. Для кожевенно-обувных предприятий очень важна вода. Наши предприятия, в основном, расположены в долине, а тут засушливая земля. И все же на ней удалось реализовать один из самых амбициозных проектов отрасли.

Главное звено, вокруг которого вырос кластер, – предприятие OrientTechnology. Кроме него, в состав кластера вошли 11 современных автоматизированных предприятий по убою крупного и мелкого рогатого скота, 2 предприятия по пошиву обуви, а также центры по сбору и подготовке кожевенного сырья. Технологическая линия произведена в Италии и завезена в рамках масштабной программы по модернизации и техническому перевооружению имеющихся мощностей и созданию новых. Сырье приобретается по всему Узбекистану у фермеров и специализированных заготовительных организаций, а также у убойных предприятий Республики Каракалпакстан и Хорезмской области.

Предполагается, что при выходе кластера на полную производственную мощность годовой объем выпуска будет доведен до 145 млн. кв. дм готовой кожи, 800 тыс. пар обуви, 35 тыс. единиц кожгалантерейной продукции. Для работы над дизайном, кстати, приглашены специалисты из Европы. Основная продукция поставляется на рынки Европы, в частности в Италию. Также осуществляется экспорт в такие страны, как Россия, Индия и Китай.

Вот еще несколько примеров кластеров, создаваемых сегодня в регионах республики. В Ферганской области реализуется проект ООО Premiumleather. Его годовая мощность – 400 тысяч пар обуви и 100 тыс. ед. кожгалантереи. В Ангорском районе Сурхандарьинской области проект ООО TopQualityBrand стоимостью 23,5 миллиона долларов позволит производить 100 млн. кв. дм готовой кожи и 220 тысяч пар различной обуви. В Алтынкульском районе Андижанской области проект ООО Leather ART стоимостью 12 миллионов долларов при выходе на полную мощность позволит производить 50 млн. кв. дм готовой кожи и 300 тысяч пар обуви.

Хотел бы отдельно отметить еще один крупный проект в Ферганской области. В долине было основано полностью автоматизированное предприятие ООО Vodiy-Shoes – единственное в своем роде не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. Подобных полностью роботизированных производственных линий в кожевенно-обувной промышленности в странах СНГ считанное количество. Все технологические линии для этого завода закупались в Италии, Германии и Чехии. Проект стоимостью 8,5 млн. долларов нацелен на производство 1-1,5 млн. пар различных моделей мужской, женской и детской обуви в год. В перспективе – открытие еще нескольких подобных предприятий: в 2020 году – в Мархаматском районе Андижанской области и 2021-м – в Чустском районе Наманганской области.

*Во второй части интервью руководитель отечественной кожевенно-обувной отрасли о поделится своим видением развития отрасли в ракурсе углубления взаимодействия с ЕАЭС и вступления в ВТО.

Полное интервью читайте в №8 номере журнала "Экономическое обозрение"

Беседу вели Зиеда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

...