В своем Послании Парламенту на 2021 год Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев большое внимание уделили реализации программ «Обод кишлок» (для сельских жителей) и «Обод махалла» (для городских жителей), которые реализуются с учетом демографических изменений и потребностей населения Узбекистана.
Государственные программы «Обод кишлок» и «Обод махалла» были приняты указами Президента Республики Узбекистан в 2018 году.
В целях реализации Программы «Обод кишлок», были приняты меры, направленные на то, чтобы в каждом районе и городе республики, и прежде всего в отдаленных территориях и в зонах со сложными климатическими условиями, коренным образом улучшить жилищные условия и уровень жизни населения, обеспечить значительные позитивные изменения в образе жизни и способствовать повышению уровня жизни населения, модернизировать облик сел и махаллей и способствовать созданию рабочих мест.
Следует отметить, что государственные программы «Обод кишлок» и «Обод махалла» были приняты с учетом положительного опыта в этом направлении и пожеланий населения Узбекистана.
В результате, за минувший период госпрограмма «Обод кишлок» по улучшению условий жизни сельских жителей, способствовала модернизации инфраструктуры и благоустройству сел.
Так, в рамках этих госпрограмм за прошедший период кардинально были изменены облик и улучшены условия в 1200 махаллях и селах, в которых проживает около 5 миллионов человек. Была проведена масштабная работа по строительству и ремонту водопроводов, электросетей, газовых труб и систем канализации, снижению уровня сизотных вод.
Кроме того, предусмотрен ремонт 5 тысяч 607 километров внутренних дорог, 369 объектов социальной сферы, создание 969 объектов рыночной инфраструктуры и сервисных пунктов. Для этого при местных хокимиятах были сформированы фонды “Обод махалла”.
Реализация данных госпрограмм уже показывает свою эффективность в деле благоустройства и повышения уровня жизни людей как в сельских территориях, так и в городах Узбекистана. Это подтверждается исследованиями международных организаций.
Согласно исследованию Всемирного Банка «Слушая граждан Узбекистана» (“Listening to citizens of Uzbekistan” (L2CU)) за последние четыре года значительно снизились сбои в подаче воды.
Так, в период с сентября 2018 г. по март 2020 г. доля домохозяйств, в которых были сбои в подаче воды (общий водопроводный кран, вода из скважины, вода из реки, родниковая вода, привозная вода) снизилась на 6,5 процентных пунктов (с 11% до 4,5%). Примечательно, что данное снижение произошло за счет городского населения.
Кроме того, улучшился доступ населения к электричеству. Так, если в 2010 г. сельское население не имело доступа к электричеству в среднем по 1 часу в день, то в 2020 г. население не имело доступа к электричеству в среднем 0,5 часа в день. Таким образом, за последние 2 года доступ городского населения к электричеству остается стабильным, в то время как у сельских домохозяйств – доступ к электричеству в часы-пик ухудшился.
Значительно улучшился доступ населения к отоплению домов. Так, если в 2018 г. 80% всего населения нуждались в отоплении, то в 2020 г. лишь 40% домохозяйств указали на затруднения в доступе к отоплению.
Однако в 2020 г. из-за пандемии коронавируса реализация программ была приостановлена. Вместе с тем, следует отметить, что в рамках антикризисных мер правительства Узбекистана по преодолению негативных последствий кризиса коронавируса в 2020 г. были приняты соответствующие меры, которые в том числе включали меры, направленные на поддержание качественных условий жизни сельских жителей, развитие инфраструктуры и последовательное благоустройство сел.
Тем не менее, с учетом вызовов пандемии и кризиса коронавируса и накопленного опыта, 2021 год стал годом смены вектора и подходов для последовательного продолжения реализации программ «Обод кишлок» и «Обод махалла».
Таким образом, нынешний год стал годом последовательного продолжения реализации программ «Обод кишлок» и «Обод махалла».
При этом важно отметить, что с этих пор изменились подходы в реализации данных госпрограмм. Подход стал более комплексным, а реализация данных программ стала осуществляться по принципу децентрализации.
В рамках государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалля» в 2021 году планируется осуществить следующие мероприятия:
- В 2721 махаллях республики будут отремонтированы более 10 000 км внутренних дорог и проложены более 4000 км внутренней водопроводной сети. На эти цели всего выделено 3 трлн.сумов.
- В рамках программы «Обод кишлок» будут проведены строительные и ремонтные работы в 79 школах, 171 дошкольных образовательных учреждениях, 161 медицинском учреждении.
- В рамках программы «Обод махалля» будут проведены ремонтно-строительные работы в 57 школах, 37 дошкольных образовательных учреждениях, 15 медицинских учреждениях.
- В 5377 махаллях будут проложены 15000 км линий электропередачи, модернизированы более 4000 трансформаторов. На это было выделено 2,1 трлн. сумов.
- 300 000 человек, занесенных в так называемые «Железные тетради», будут выведены из бедности. Всего будут трудоустроены 500 000 молодых людей и 200 000 женщин.
- Министерство экономического развития и сокращения бедности (МЭРСБ) при содействии Всемирного банка (ВБ) и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в 2020-2024 гг. реализует проект «Развитие сельской инфраструктуры» (на общую сумму 183,6 млн. долл.), в рамках которого более 300 сел смогут получить финансирование для улучшения качества базовой социальной инфраструктуры. В рамках данного проекта ВБ и АБИИ в 2021 году реализуют проекты на сумму 485 млрд.сумов в 21 районе и 60 селах в Ферганской, Андижанской, Наманганской, Сырдарьинской и Джизакской областях республики.
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства Респблики Узбекистан должно усовершенствовать систему содержания и эксплуатации внутренних дорог, тротуаров, социальных объектов и многоэтажных жилых домов. При этом руководители секторов через местные кенгаши и средства массовой информации должны отчитываться перед населением о проделанной работе в своих регионах.
Следует отметить, реализация данных государственных программ должна служить ускорению процессов модернизации и эффективного развития сельского хозяйства нашей страны и росту производительности в данном секторе экономики.
Для дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей и объектов социальной сферы регионов глава государства 2 апреля 2021 г. подписал Постановление “О дополнительных мерах по реализации программ «Обод кишлок» и «Обод махалла»”.
В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» утверждены параметры, предусматривающие осуществление работ по строительству, ремонту и благоустройству общей стоимостью 20,8 трлн сумов в 7 794 селах и махаллях всех районов и городов.
Примечательно, что в 2021 году, который будет ознаменован выходом из тяжелого кризиса, на реализацию программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» впервые будут выделены средства без внешних заимствований. Эти средства будут направлены на целевые программы по социальной сфере, питьевому водоснабжению, автодорогам и объектам инфраструктуры в разрезе каждой махалли.
В конечном итоге все эти госпрограммы и меры направлены на развитие рыночной инфраструктуры, институтов и услуг в сельской местности Узбекистана, в целях повышения уровня жизни населения и сокращения бедности. Развитие дорожной инфраструктуры в сельских районах может снизить транзакционные издержки и повысить рыночную активность.
Как ожидается, восстановление дорог в сельских территориях позволит увеличить ассортимент товаров, продаваемых производителями на рынке (сельскохозяйственная продукция, включая основные сорта фруктов и овощей, мясо, переработанная продукция с более высокой добавленной стоимостью, сельхозмашинотехника и др.), будет способствовать участию большего числа производителей в торговле и сфере услуг.
Кроме того, строительство и восстановление дорожной сети может расширить возможности работы вне фермерских хозяйств и повысить уровень занятости женщин и молодёжи, в том числе в несельскохозяйственных видах деятельности.
Таким образом, результаты реализации данных госпрограмм будут зависеть с одной стороны от конкретных географических, политических и экономических и социальных условий, с другой – от целевого использования выделяемых финансовых средств, а также от прозрачности деятельности и подотчетности органов государственного управления и самоуправления граждан на местах.
Для получения максимальных выгод в результате совершенствования дорожной сети могут потребоваться дополнительные ресурсы и политические меры.
При этом, как показывает международная практика, эффективность политики совершенствования сельских дорог зависит от того, насколько учитывается общий уровень развития региона и от имеющихся (созданных) условий.
Вместе с тем, важно помнить, что «плохое» состояние дорог зачастую сочетается с многими другими «узкими местами», препятствующими росту продуктивности сельского хозяйства и экономическому развитию.
Среди них – неблагоприятные агроклиматические условия, низкая плотность населения, отсутствие транспортных услуг, недостаточный уровень образования и навыков у населения, отсутствие электроснабжения, а также высокие риски коррупции, неразвитая система кредитования и другие так называемые «провалы рынка». Преимущества от развития дорожной сети в большой степени зависят от её взаимосвязанности с другими объектами инфраструктуры, а также от географических, общественных и бытовых условий на местах.
Нодира Курбанбаева, ЦЭИР