В условиях трансформации экономической системы сформированные правовые отношения обеспечивают поступательное развитие экономических реформ, пишет в своей авторской статье ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Тимур Ниязматов.
Экономика как одна из ключевых сфер человеческой деятельности не может существовать вне правовых рамок, установленных в обществе. При этом, несмотря на то, что право, в соответствии с рядом теорий его происхождения (теория естественного права, теологическая теория права и др.), появилось с возникновением человеческого общества, а термин «экономика» в научных трудах появился еще в IV веке до нашей эры у Ксенофонта, который назвал ее «естественной наукой», взаимосвязь и влияние двух наук друг на друга стали изучаться лишь в XX веке.
В 70-80-х годах XX века появились две научные теории, которые стоят на стыке экономики и права. Это «экономический анализ права» и «право и экономика». Основатель «economic analysis of law» (экономический анализ права) Ричард Познер выпустил в 1970 году книгу «Экономический анализ права», где комплексно проанализировал все отрасли права, использовав методологию экономики. Основатель второй теории – лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональд Коуз исследовал права собственности в институциональной структуре и функционировании экономики.
А в 1982 году впервые прозвучал термин «конституционная экономика». Конституционная экономика – научное направление, изучающее влияние экономической активности на уровень конституционного развития, отраженное в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве. Представляется интересным рассмотреть с позиций конституционной экономики процесс становления и развития независимого Узбекистана.
31 августа 1991 года Верховный совет Узбекистана принял Постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан», а также Закон Республики «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». Именно в данном законе, которому позже был придан статус Конституционного закона, были заложены правовые основы современного Узбекистана, включая и экономические. Так, статья 14 Закона гласит: «Республика Узбекистан, являясь самостоятельным субъектом международных экономических отношений, определяет условия осуществления иностранных инвестиций, права инвесторов, создает собственный конверсионный валютный фонд, продает и закупает золотые и другие запасы, конвертируемую валюту».
8 декабря 1992 года был принят основной закон страны – Конституция Республики Узбекистан, в котором был заложен и правовой фундамент экономических отношений.
Основу экономики Узбекистана, согласно статье 53 Конституции, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Соответственно, можно констатировать факт прямого влияния конституционного права на экономику страны, на защиту собственности субъектов гражданского права.
После обретения независимости большое значение для успешного экономического и социального развития Узбекистана стало иметь рациональное распределение денежных средств в составе бюджета. Механизм данного формирования бюджета также заложен в Конституции. Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Конституции, консолидированный бюджет принимается в виде закона Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а затем одобряется Сенатом и подписывается Президентом Республики Узбекистан.
Как экономическая категория бюджет выражает экономические отношения в обществе, связанные с образованием и использованием денежных средств, направляемых государством на развитие экономики и социальной сферы, укрепление обороноспособности страны, образование финансовых резервов и другие общественные потребности.
В условиях экономических реформ в нашей республике роль нормативно-правовых актов для экономики значительно возрастает. Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающая развитие и либерализацию экономики, направленную на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата.
И принятие вышеуказанной Стратегии базируется на прочных правовых основах. Стратегия утверждена указом Президента, а указ, в свою очередь, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», является нормативно-правовым актом и обязателен к исполнению, поэтому в данном случае в условиях трансформации экономической системы сформированные правовые отношения обеспечивают поступательное развитие экономических реформ.
Сегодня, когда Узбекистан получил статуса наблюдателя в ЕАЭС и возобновил процесс вступления в ВТО, правовые аспекты экономики приобретают еще большую значимость, так как углубление процессов экономической интеграции базируется на основе международных договоров, регулируемых международным правом.
Так, при вступлении в международные организации экономической интеграции государства, согласно положениям статьи 11 Венской конвенции о праве международных договоров, принятой 23 мая 1969 года, выражают согласие на обязательность договора.
Правовые аспекты экономического регулирования могут как тормозить экономическое развитие, чему есть множество примеров в истории, так и способствовать динамичному росту и развитию экономики.
В этой связи, исходя из актуальных потребностей развития Узбекистана, главной задачей правового регулирования экономики в настоящее время является обеспечение экономической свободы хозяйствующих субъектов в рамках, приемлемых для общества.
При этом, принимая во внимание то, что Узбекистан наряду с рыночными преобразованиями проводит и сильную социальную политику, правовые аспекты регулирования экономики должны также обеспечивать эффективное перераспределение ресурсов на выполнение социальных обязательств посредством налогового и социального законодательства.
В стране/Экономика и право
Тимур Ниязматов, ЦЭИР
Журнал «Экономическое обозрение» №2 (254) 2021