Неформальный сектор (или теневой сектор) — это часть экономики, которая не облагается налогами, не контролируется органами госуправления, и, следовательно, не учитывается при расчете Валового внутреннего продукта страны.
Наряду с этим, в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан№1011 от 22.12.2017г. «О совершенствовании методики определения численности населения, нуждающегося в трудоустройстве», занятые в неформальном секторе определены как работающие лица, не вставшие на учет в налоговых органах. Поскольку неформальный сектор может принимать различные формы, существует множество инструментов для его измерения.
В соответствии с проведенными Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) расчетами, доля занятых в неформальном секторе составляет примерно 45% от экономически активного населения страны. В данном случае, в качестве индикатора неформального сектора учитывалась доля занятых, работающих без какого-либо письменного контракта, как часть занятого населения, не платящего подоходный налог.
По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2020 года количество занятых в экономике составило 13,5 млн. человек. Вместе с тем, по отчетам Налогового комитета, общее число физических плательщиков налогов на начало 2020 года составило 4,9 млн. Таким образом, налог на доходы физических лиц, который обеспечивает в среднем 16% налоговых поступлений в бюджет, взимается только с 36% занятых в экономике. При исключении из 13,5 млн. общих занятых, порядка 2,5 млн.чел., которые работают за границей, получится, что официально трудятся только 55% из числа занятых в экономике. Эта цифра весьма похожа на оценки ЦЭИР.
При этом, следует отметить, что оценочные размеры неформального сектора за последние годы, произведенные до этого разными исследованиями, варьировались в диапазоне 27-52% к ВВП.
Так, в число регионов с низким уровнем неформального сектора вошли г. Ташкент, Республика Каракалпакстан, Ташкентская и Навоийская области, в число регионов с высоким уровнем – Ферганская, Андижанская, Наманганская и Самаркандская области.
При этом, следует подчеркнуть, что преобладающая часть неформального найма осуществляется частными компаниями (65%). К тому же, треть неформального найма/занятости приходится на самозанятых (швейники, плотники, водители и другие). Доля предприятий с гос. долей в общем числе неформального найма составляет 2%.
Теория и зарубежная практика подтверждают, что размер средней заработной платы в неформальном секторе должен быть относительно меньше, чем в формальном секторе, поскольку в неформальном секторе, помимо других факторов, работники обычно не имеют «переговорной силы» и «правовой защиты». Таким образом, работодатель не несет никаких обязательств перед работниками и права работников обычно не защищены.
Данная гипотеза также подтверждается в Узбекистане. Выявлено, что размер средней заработной платы в неформальном секторе экономики примерно на 15% ниже, чем в формальном секторе. В частности, значительная разница в размере зарплаты наблюдается в Джизакской, Наманганской, Навоийской, Сырдарьинской, Ташкентской областях и Республике Каракалпакстан.
В ходе анализа также была сделана попытка определить взаимосвязь между статусом занятости и размером предприятий. Выяснилось, что чем больше размер компании, тем меньше они нанимают сотрудников неофициально. В свою очередь, это может говорить о том, что, в основном, новые фирмы или фирмы с небольшой продолжительностью деятельности пытаются заниматься неофициальным наймом.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что существование неформального сектора, в целом, наносит вред здоровой конкуренции, поскольку неформальный наем работников сокращает налоговое бремя и снижает стоимость продукта, что несправедливо по отношению к предпринимателям, кто платит налоги. Это также было отмечено респондентами опроса, проведенного Всемирным банком среди топ-менеджеров 1239 предприятий малого, среднего и крупного бизнеса Узбекистана в 2019 году. В частности, респонденты назвали существование неформального сектора вторым по значимости барьером для развития их бизнеса. Более того, данная проблема более актуальна для малых и средних предприятий по сравнению с крупными.
С этой точки зрения, сокращение доли неформального сектора и создание одинаковых условий для всех участников рынка должно стать одной из главных задач правительства страны. Однако разработка инструментов такой политики требует дальнейших глубоких исследований, и наряду с этим, ЦЭИР также продолжает свои исследовательские проекты в этой области.