Из интервью с председателем Правления АО «Узкимёсаноат» Жўрабеком Мирзамахмудовым журналу «Экономическое обозрение».
Какие реформы в химической промышленности проводились, начиная с 2017 года? Что удалось изменить в отрасли за это время?
Если говорить о реализованных с 2017 года реформах, то необходимо отметить основные проблемы отрасли, сдерживающие ее развитие, существовавшие на начало 2017г. В числе основных проблем того времени следует отметить высокую долю минеральных удобрений в общем объеме производства и неплатежеспособность сельхозтоваропроизводителей за поставляемую продукцию. Это вело к потере оборотного капитала, высокой задолженности предприятий перед бюджетом и основными базовыми отраслями, несвоевременной выплате заработной платы и наличию просроченной задолженности до 5 месяцев.
Также систематически испытывался недостаток средств для текущего и капитального ремонта производства, что привело к моральной и физической изношенности оборудования, его высокой энергоемкости и обуславливало низкий уровень экспорта продукции, в том числе ниже себестоимости. При этом из-за - отсутствие прямых иностранных инвестиций существовал острый недостаток средств для проведения модернизации действующих производств с внедрением современного энергоэффективного оборудования и создания новых видов химической продукции.
Для исправления подобной ситуации в последующие годы при поддержке правительства поэтапно реализованы меры, направленные на решение системных проблем отрасли, стабилизацию деятельности предприятий и расширение перспектив развития химической промышленности.
В 2017 году при одобрении правительства в системе АО «Узкимёсаноат» был создан единый агент по экспортно-импортным операциям – внешнеторговая компания ООО «Узкимёимпэкс», что способствовало обеспечению прозрачности импортно-экспортных операций, проведению единой маркетинговой стратегии, направленной на расширение географии и номенклатуры экспорта химической продукции.
В 2018 году определяющими предпосылками для дальнейшего развития отрасли стало внедрение рыночных механизмов реализации химической продукции. Было отменено декларирование цен на минеральные удобрения и другие виды химической продукции; внедрен биржевый механизм реализации продукции на внутреннем рынке, обеспечивший 100% предоплату и прозрачность сделок с рентабельностью на уровне 10%. Был установлен единый тариф на перевозку минеральных удобрений железнодорожным транспортом по всей территории республики, а также отменено сопровождение и охрана территориальных складов аммиачной селитры подразделениями МВД, в результате чего снизились затраты в размере более 32 млрд. сум в год и цена продукции для конечного потребителя;
Масштабная реформа химической промышленности Узбекистана началась с принятием постановления Президента Республики Узбекистан от 25.10.2018 г. № ПП-3893, которым определены основные направления дальнейшего развития и диверсификации отрасли. Среди них расширение номенклатуры производимой химической продукции с высокой добавленной стоимостью, создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, сокращение участия государства в уставном капитале предприятий химической промышленности, привлечение прямых инвестиций в отрасль, углубление переработки продукции путем развития кооперационных связей; активное развитие отраслевых научных исследований, а также интеграция в производство передовых научных разработок; повышение качества проектно-инжиниринговых работ и диагностических исследований, организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров.
Предпринимались активные меры по диверсификации и освоению новых видов продукции отрасли. В 2017 году был реализован проект расширения производства кальцинированной соды до 200 тыс. тонн/год на «Кунградском содовом заводе». В 2018 году в Ташкентской области совместно с китайской компанией «Poly Technologies» реализован проект «Организация производства конвейерных лент, сельскохозяйственных и автомобильных шин». В 2019 году реализованы 2 проекта - организация производства полиэтиленовых обоев на базе АО «Ферганаазот», а также поливинилхлорида (ПВХ), каустической соды и метанола на АО «Навоиазот». Освоение новых видов продукции позволит уже в 2020 году снизить удельный вес минеральных удобрений в общем объеме товарной продукции до 66%, против 76% в 2019 году с увеличением доли органической продукции с 5,5% до 17,4%.
В результате предпринятых в последние годы мер улучшилось финансово-экономическое состояние предприятий. Осуществляются своевременные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обеспечена стабильность выплаты заработной платы. Увеличилась рентабельность предприятий отрасли (в 2016 году убыток 33,5 млрд. сум, рентабельность (-1,3%), по итогам 2018 года рентабельность составила 4,7%, а по итогам 2019 года – 6,6%).
В 2019 году реализовано 95,54% пакета акций АО «Кукон суперфосфат заводи» компании «Indorama», которая в настоящее время осуществляет работы по модернизации производства суперфосфата - в марте текущего года будет произведена поставка оборудования и механомонтаж. В 2020 году предусмотрена реализация 51 % доли в ООО «Кунградский содовый завод», АО «Ферганаазот» и АО «Дехканабадский калийный завод».
Каков экспортный потенциал отрасли, насколько он реализуется, в каких странах востребован, что делается для его реализации?
Химическая промышленность Республики Узбекистан занимает 8 место в мире по производству азота, фосфора и калия, а выпускаемая продукция полностью соответствует требованиям международных сертификатов качества.
Наряду с удовлетворением местного спроса, отечественная химическая продукция экспортируется более чем в 30 стран мира. Основными рынками сбыта традиционно являются сопредельные государства такие как, Казахстан, Таджикистан, Кыргызская Республика, Афганистан и другие. Освоены новые рынки сбыта, такие как Южная Корея, Япония, Литва, Латвия, Польша, Пакистан. Также химическая продукция Узбекистана прочно закрепилась в Юго-Восточной Азии - хлористый калий успешно экспортируется на рынки Индонезии, Малайзии, Вьетнама и Таиланда.
Несомненно производство новых видов продукции увеличит экспортный потенциал химической промышленности нашей республики. Для этого разработана программа локализации по предприятиям отрасли на 2020-2021 годы. Согласно данной программе в 2020 году планируется производство 35 видов локализованной продукции на общую сумму 1 831,1 млрд сум. Из них 15 видов на сумму 830,9 млрд сум ранее не производимые в республике. В направлении промышленной кооперации в 2020 году будет произведено 15 видов локализованной продукции на сумму 1 678,0 млрд сум. Ожидается, что экспорт из произведенных локализованных продуктов достигнет суммы 5,376 млн. долларов.
В 2021 году планируется производство 53 видов локализованной продукции на общую сумму 2 442,6 млрд сум. Из них 33 вида на сумму 1 184,3 млрд сум ранее не производимые в республике. По направлению промышленной кооперации в 2021 году будет произведено 31 вид локализованной продукции на сумму 1 714,0 млрд сум.
Учитывая особенности узбекского рынка химической продукции и особенности формирующегося рынка ЕАЭС можно ли спрогнозировать, какое воздействие может оказать вступление Узбекистана в ЕАЭС на химическую промышленность Узбекистана?
В случае вступления Узбекистана в ЕАЭС будет обеспечена свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
С точки зрения экспорта минеральных удобрений это может благоприятно отразиться для отечественных производителей химической отрасли.
Во-первых, это обширный рынок сбыта продукции. Во-вторых, при условии вступления, отечественные производители освобождаются от ввозных пошлин на минеральные удобрения (6,5%) и прочую неорганическую химическую продукцию (5%), что приведет к повышению ценовой конкурентоспособности нашей продукции на этих рынках.
В 2019 году экспорт продукции предприятий химической отрасли в страны ЕАЭС составил 80,8 млн. долл (46% от общего объема экспорта), в том числе в Казахстан – 27,9 млн. долл, Россию – 27,6 млн. долл., Кыргызстан 24,7 млн. долл и Белоруссию 0,5 млн. долл. Импорт продукции из этих стран составил всего 38,1 млн. долл (86% от общего объема импорта), в том числе из Казахстана на 17,8 млн. долл (сырье и материалы), России – 17,4 млн. долл (сырье, материалы, запчасти и оборудование), Белоруссии – 2,9 млн. долл (оборудование и запчасти).
Вместе с тем вступление в ЕАЭС возможно будет иметь определенные риски для предприятий АО «Узкимёсаноат». В частности, может увеличиться импорт фосфорных удобрений из Казахстана. В настоящее время себестоимость фосфорных удобрений, производимых в нашей стране значительно выше производимых в ЕАЭС.
Во избежание резкого увеличения импорта фосфорных удобрений и снижения отечественного производства необходимо обеспечить снижение себестоимости производства фосфорных удобрений в АО «Аммофос-Максам» за счет реализации мер по модернизации производства.
Возможны также потери от сокращения объемов производства и продаж резинотехнического завода в связи с увеличением себестоимости продукции за счет повышения импортных пошлин для третьих стран на ввозимое сырье и материалы. В настоящее время основное сырье (каучуки и техуглерод) завозятся из Китая. После вступления Узбекистана в ЕАЭС импортные пошлины могут быть повышены для третьих стран.
Исходя из вышеуказанного следует, что при принятии решения о вступлении Узбекистана в ЕАЭС необходимо будет провести переговоры по переходному периоду для химической отрасли в целях адаптации и обеспечения ее конкурентоспособности.