Коллегия Евразийской экономической комиссии 31 марта приняла решение о введении запрета на экспорт с территории ЕАЭС ряда сельскохозяйственных и пищевых товаров с целью предотвращения дефицита. Запрет устанавливается до 30 июня. Какие из запрещенных к вывозу товаров Узбекистан импортирует и какие последствия могут быть для Узбекистана от этого решения?
Запрет на вывоз таких товаров, как лук репчатый, чеснок, репа, рожь, гречиха, просо, готовые пищевые продукты из гречки, на продовольственной ситуации в Узбекистане никак не отразится, так как Узбекистан данные товары либо не импортирует совсем, либо закупает их в странах ЕАЭС в незначительных объемах. Некоторые опасения вызывают запреты на экспорт риса, соевых бобов и семян подсолнечника, которые Узбекистан завозит из стран ЕАЭС в относительно существенных объемах для потребления или в качестве сырья для собственного производства.
Рис. Всего в 2019 г. Узбекистан импортировал рис на сумму 13,8 млн. долл., из них из ЕАЭС – 9,3 млн. долл., в том числе из Казахстана – 8,1 млн. долл. (всего риса в 2017 г. было импортировано на 27,8 тыс. долл., а в 2018 г. – 6,3 млн. долл.). За январь-февраль 2020 г. было импортировано риса на сумму 13,8 тыс. долл., в основном из Казахстана, Пакистана и России.
Как видно из рисунка 1, импорт риса с середины прошлого года снижался и в первые месяцы текущего года оставался низким, что может объясняться хорошим урожаем риса в 2019 г., тогда как в 2018 г. в связи с засухой урожай риса был незначительным, что вызывало необходимость импортировать его из-за рубежа. В связи с этим нехватки риса в стране не ожидается. Кроме того, Казахстан в 2018-2019 гг. являлся основным поставщиком риса в Узбекистан, а введенный ЕАЭС запрет на экспорт риса не распространяется на рис, произведенный на территории Казахстана.
Для сравнения: импорт Узбекистаном риса в апреле-июне 2019 г. из стран ЕАЭС составил 9,6 тыс. тонн на сумму 2,7 млн. долларов.
Соевые бобы и семена подсолнечника в Узбекистане в значительных объемах не выращиваются. Большая часть производимой из данного сырья продукции, в основном растительное масло, завозится из-за рубежа, а ведущими поставщиками являются как раз страны ЕАЭС – Россия и Казахстан.
Отечественная масложировая отрасль производит продукцию как для пищевой промышленности, так и для ряда отраслей экономики. Она включает производство семян масличных культур, производство и переработку растительных масел в различные виды продукции – пищевые и технические растительные масла, маргарин, промышленные жиры, майонез, глицерин, сырые и дистиллированные жирные кислоты, моющие средства и прочее. Из материалов, представленных на сайте ассоциации «Узёгмойсаноат», следует, что годовая потребность страны в масложировой продукции составляет свыше 400 тыс. тонн, средняя норма потребления растительного масла только на потребительском рынке составляет не менее 14 кг на душу населения в год. Кроме этого, потребность перерабатывающей промышленности составляет около 250 тыс. тонн в год. В стране функционирует более 240 масложировых предприятий, на которых заняты 15 тыс. человек. Существующие мощности по производству растительного масла составляют 425 тыс. тонн в год. При этом в стране производится порядка 280 тыс. тонн растительного масла, из них 82 тыс. тонн подсолнечного масла. Остальное покрывается за счет импорта. По данным Госкомстата РУз, в 2019 г. было произведено 159,5 тыс. тонн растительного (рафинированного) масла, в то время как в 2018 г. – 185,1 тыс. тонн. За первые два месяца текущего года было произведено 26,7 тыс. тонн, также с сокращением относительно аналогичного периода прошлого года на 9,1%.
Между тем, производство растительного масла, в частности соевого и подсолнечного, также зависит от импорта сырья. Производственные мощности в 2019 г. позволяли перерабатывать 800 тыс. тонн семян сои и подсолнуха. Несмотря на увеличение площадей под нетрадиционные для Узбекистана масличные культуры, в настоящее время собственной сырьевой базы для загрузки производственных мощностей все еще недостаточно. За 2019 г. было импортировано 269 тыс. тонн семян подсолнечника и 17 тыс. тонн семян сои, то есть 35% от перерабатывающих мощностей приходятся на импортируемое сырье, а в условиях неполной загрузки существующих мощностей доля импортного сырья в объеме производства будет выше.
Соевые бобы дробленые или недробленые в 2019 г. импортированы на сумму 7,3 млн. долл., причем 99% – импорт из стран ЕАЭС (России и Казахстана). В первые месяцы текущего года импорт увеличился. Так как соевые бобы у нас используются для производства растительного масла, то, в случае отсутствия на данный момент запасов соевого сырья в республике, можно говорить о том, что введенный ЕАЭС запрет негативно скажется на производстве отечественного масла и приведет к увеличению импорта соответствующей готовой продукции.
Для сравнения: импорт Узбекистаном соевых бобов в апреле-июне 2019 г. из стран ЕАЭС составил 5,4 тыс. тонн на сумму 2,7 млн. долларов.
Семена подсолнечника. Узбекская масложировая отрасль зависит от импорта семян подсолнечника. Основными поставщиками являются Казахстан и Россия. В 2019 г. было импортировано на сумму 78 млн. долл., из которых на страны ЕАЭС приходятся 76,2 млн. долларов. При этом в первые два месяца текущего года отмечается значительное сокращение импорта относительно аналогичного периода прошлого года. На фоне этого ежегодно увеличивается импорт готового подсолнечного масла.
Для сравнения: импорт Узбекистаном семян подсолнечника в апреле-июне 2019 г. из стран ЕАЭС составил 58,1 тыс. тонн на сумму 17,9 млн. долларов.
Таким образом, в случае если у масложировых предприятий в настоящее время отсутствуют запасы сырья, то ситуация с прекращением импорта семян из стран ЕАЭС может негативно сказаться на отечественном производстве подсолнечного масла и увеличится его импорт. Это вынудит отечественных производителей диверсифицировать географию импорта сырьевых товаров. Кроме того, нужно быть готовыми к тому, что данный запрет, в случае негативного развития эпидемиологической ситуации в странах ЕАЭС, может быть продлен. Также вполне возможно и расширение перечня запрещенных к вывозу товаров ЕАЭС.
Говоря о рисках от введенного ближайшими торговыми партнерами запрета на экспорт ряда видов сельскохозяйственной продукции, необходимо также отметить и предпринимаемые в стране меры по снижению негативного влияния внешних факторов на импортозависимые отрасли экономики и продовольственный рынок страны.
Так, в масложировой отрасли активно проводится политика локализации и импортозамещения производства. В предыдущие годы на предприятиях были внедрены современные технологии производства, принимались меры по расширению сырьевой базы. Предприятиями ассоциации в 2019 г. произведена 21 тыс. тонн локализованной продукции по 6 проектам с замещением импорта на более чем 10 млн. долларов. В стадии реализации на предприятиях ассоциации в 2019 г. находились более 140 инвестиционных проектов. В последующие годы ожидается увеличение производства локализованной продукции. В планах увеличить сбор масличного сырья с 51 тыс. тонн в 2019 г. до 100 тыс. тонн в 2021 году. Кроме того, планируется к 2023 г. увеличить мощности по переработке подсолнечных семян до 1,1 млн. тонн в год. Необходимо также отметить, что в рамках проводимых реформ предприятиям отрасли предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей на импорт масличного сырья, отсрочки по уплате НДС при импорте оборудования, комплектующих изделий, материалов, не производимых в республике и используемых при производстве масложировой продукции.
Однако, в условиях сохранения импортозависимости ряда отраслей и предпринимаемых мер в ответ на COVID-19, предприятиям, оказавшимся в сложных условиях, без дополнительной государственной поддержки справиться будет трудно. Государство приняло широкий перечень антикризисных мер, которые позволят предприятиям в трудных условиях сохранить производство и занятость. Среди них необходимо отметить:
- мораторий сроком до 1 октября 2020 года на инициирование процедур банкротства и объявления банкротом предприятий, столкнувшихся с финансовыми затруднениями в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции;
- отсрочка по уплате и приостановление начисления пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами;
- отсрочка задолженности по кредитам;
- приостановление применения штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям;
- разрешение субъектам предпринимательства осуществлять в течение 2020 года разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям;
- прохождение таможенной очистки в ускоренном порядке.
Также нельзя не отметить, что одна из основных задач государства – обеспечение продовольственной безопасности в стране. И в этом направлении также принимаются соответствующие меры. В текущей ситуации ответственными министерствами и ведомствами установлен мониторинг за объемами производства сырьевых ресурсов для выпуска потребительских товаров, определены перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупок по импорту и осуществления интервенции на рынок. На ряд продовольственных товаров были установлены нулевые ставки таможенных пошлин до 31 декабря 2020 года. Среди них и растительные масла. В стране создан достаточный запас продовольственных товаров, в том числе импортируемых.
Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что введенный ЕАЭС запрет на вывоз вышеуказанных приведенных товаров может создать некоторые трудности для отечественных производителей, однако в целом на продовольственную безопасность в краткосрочном периоде какого-то серьезного влияния не окажет. К тому же негативные эффекты позволит снизить государственная поддержка, предоставляемая отраслям, и в частности масложировой, как в рамках проводимых реформ, так и в рамках противодействия коронавирусу. Принимаемые меры, как ожидается, позволят предприятиям, сталкивающимся с трудностями на внешних рынках, в частности импортерам сырья, сохранить производство, рабочие места, что в конечном итоге не позволит подорвать продовольственную безопасность страны.