Существует множество методов для эффективного мониторинга государственных инвестиций. Рассмотрим подход Всемирного банка к управлению государственными инвестициями, который построен вокруг жизненного цикла определенного проекта и состоит из восьми «обязательных» этапов.
В первую очередь, правительство должно обеспечить стратегическую оценку государственных проектов на вопрос их соответствия поставленным приоритетам. После вышеуказанной оценки должна проводиться оценка соотношения затрат и выгод, или оценка экономической эффективности проектов.
Третий этап включает в себя независимую оценку двух предыдущих этапов для проверки на вопрос о возможной оптимистичной предвзятости (заниженные затраты и завышенные выгоды), которая может преобладать в проектных предложениях отдельных отраслевых министерств или агентств, непосредственно ответственных за реализацию проекта. Обычно подобный независимый обзор проводится Министерством финансов или некоторыми исследовательскими институтами, имеющими прямое отношение к государству. На четвертом этапе происходит отбор проектов на основе результатов трех предыдущих этапов, финансирование которых включается в бюджет.
В следующей фазе происходит реализация проекта в рамках бюджета. В этой фазе для предотвращения перерасхода времени и средств правительствам рекомендуется предпринять дополнительные шаги в виде общей системы управления затратами проекта и контроля бюджетных потребностей на протяжении реализации проекта (вместо учета по отдельным контрактам или этапам).
Оставшиеся три этапа состоят из анализа реализации проекта для решения вытекающих в процессе реализации проблем, этапа ввода в эксплуатацию объекта и этапа оценки соответствия проекта бюджету и временным рамкам.
Экономическая оценка проектов, которая производится на втором этапе подхода Всемирного банка, является ключевым инструментом для определения эффективности затрат. Она заключается в систематическом изучении альтернативных вариантов использования ресурсов. В целом, этот этап необходим для оценки вклада определенного проекта в общее благосостояние.
Ключевой концепцией в этом плане является использование «теневых» цен для отражения альтернативных социальных издержек товаров и услуг, наблюдаемых на рынке, которые в действительности могут быть искажены и не отражать социальных выгод и затрат. Причины подобных искажений разнообразны:
После корректировки рыночных цен и оценки нерыночных воздействий следует дисконтировать затраты и выгоды. Ставка дисконтирования в экономическом анализе инвестиционных проектов называется социальной дисконтной ставкой, которая отражает социальную ценность будущих выгод и затрат в текущем времени. Далее с помощью социальной ставки дисконтирования можно вычислить экономические показатели определенного проекта, включая чистую экономическую стоимость, экономическую норму доходности и соотношение выгод и затрат. Если дисконтированная стоимость (чистая приведенная стоимость) проекта отрицательная, то проект должен быть отклонен.
В целом, это стандартный подход, соответствующий международной практике, который состоит из фискальных корректировок, перехода от рыночных к «теневым» ценам, оценки нерыночных воздействий и учета внешних эффектов.
Для иллюстрации данного механизма приведем экономическую оценку проекта автомобильной дороги Карши–Шахрисабз–Китаб. Проект реализовался в виде двух контрактных пакетов в зависимости от участков. В анализе со стороны экспертов АБР сравнивались дополнительные выгоды от проекта, включая сокращение затрат на эксплуатацию транспортных средств (ЭТС), времени в пути и дорожно-транспортных происшествий, с первоначальными инвестиционными затратами и изменениями затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание за 33-летний период (3 года реализации и 30 лет эксплуатации).
Экономические затраты включали в себя капитальные вложения (строительные работы, приобретение земли, переселение, другие материальные расходы) и дополнительные расходы на содержание дорог. Финансовые затраты были переведены в экономические с использованием «теневых» цен. Например, реализуемые товары измерялись в пограничных ценах, умноженных на коэффициент теневого обменного курса 1,04 (расчеты АБР). Также по отношению к неквалифицированной рабочей силе был применен коэффициент «теневой» заработной платы в размере 0,68.
Что касается экономических выгод, то количественной оценке подверглись сокращение затрат на ЭТС, экономия времени в пути, существенное уменьшение количества аварий и т.д. Количественная оценка ЭТС включала в себя стоимость транспортных средств, его частей, затраты на их обслуживание, цену на топливо и т.д. Экономия времени в пути была рассчитана на основе количества минут, сэкономленных для отдельно взятой поездки, и в дальнейшем монетизирована.
Результаты экономического анализа представлены в таблице и выражены в виде экономических показателей: внутренняя норма доходности (ВНД), соотношение выгод и затрат (ВЗ) и чистая приведенная стоимость (ЧПС) при ставке дисконтирования в 12%.
Результаты экономического анализа проекта автомобильной дороги Карши–Шахрисабз–Китаб
Проект |
ВНД*(%) |
ВЗ* |
ЧПС* (млн. долл.) |
Пакет 1 |
16,9 |
1,46 |
53,1 |
Пакет 2 |
15,7 |
1,35 |
26,9 |
Полный проект |
16,4 |
1,41 |
80 |
Примечание: *ВЗ – соотношение выгод и затрат, ВНД – внутренняя норма доходности, ЧПС – чистая приведенная стоимость
Источник: оценка АБР
Согласно результатам, внутренняя норма доходности проекта (16,4%) превышает альтернативную стоимость в 12%. Данное значение служит основой для одобрения проекта, так как ожидаемая рентабельность от проекта превышает минимально допустимый уровень в 12%.
В качестве еще одного примера экономической оценки проектов в Узбекистане можно привести проект восстановления и расширения региональной системы водоснабжения в Янгиюльском и Чиназском районах Ташкентской области. В ходе анализа выгод и затрат проекта со стороны экспертов АБР были использованы коэффициенты «теневых» цен в размере 1,1 для реализуемых товаров и 0,87 для неквалифицированной рабочей силы. Затраты проекта были оценены за 25-летний период с учетом 6-летнего периода строительства. В итоге внутренняя норма доходности проекта составила 11,36%, что превышает альтернативную стоимость капитала в 9%. Это дает основание полагать, что данный проект экономически выгоден с точки зрения ожидаемых выгод и затрат.
Весьма важным является внедрение мониторинга инвестиционных проектов. Это обусловлено тем, что размещение капитала в какой-либо стране иностранным инвестором сильно зависит от странового риска, который в определенной степени превалирует в развивающихся странах. Именно поэтому иностранным инвесторам важно знать уровень данного риска или неопределенности, который возможен только при утилизации определенных инструментов оценки эффективности инвестиционных проектов на любой стадии их реализации. Даже такие развитые страны, как Норвегия, Великобритания и Дания, имеют свои собственные механизмы оценки для крупных инвестиционных проектов на национальном или отраслевом уровнях, несмотря на низкий уровень странового риска. Полноценное внедрение подобного механизма в Узбекистане может, с одной стороны, помочь иностранным инвесторам определиться с инвестициями в Узбекистане, с другой – поможет ответственным ведомствам, отвечающим за исполнение проекта, осуществлять их более эффективную реализацию в плане сроков, объемов, рисков и других аспектов осуществления проектов.
Действительно, успех множества развитых стран зависит от эффективного распределения ресурсов. Это значит, что ресурсы должны быть распределены так, чтобы общество получало от них максимальную выгоду. Следовательно, любой инвестиционный проект должен быть социально эффективным, т.е. он должен создавать больше социальных выгод, чем издержек, вследствие чего экономика продолжит рост за счет любого увеличения социальных доходов. На сегодняшний день существует множество способов оценки эффективности проектов, и их успешное внедрение в Узбекистане предоставит значительную выгоду обществу и, несомненно, улучшит инвестиционный климат страны.
Экономическое обозрение №9 (249) 2020
Ферузбек Давлетов, ЦЭИР