CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Подведены итоги опроса председателей махалли и бизнеса о социально-экономических последствиях COVID-19 в Узбекистане

Организаторами данного мероприятия выступили Центр «Стратегия развития», Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР), Всемирный банк (ВБ), ПРООН в Узбекистане, Министерство по поддержке махалли и семьи.

В мероприятии приняли участие директор ЦЭИР Обид Хакимов, исполнительный директор Центра «Стратегия развития» Элдор Туляков, страновой менеджер Представительства Всемирного банка в Узбекистане Марко Мантонавелли, постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Матильда Димовска, а также представители СМИ и общественности.

В целях совершенствования общенациональных ответных мер Узбекистана на последствия пандемии COVID-19 и связанного с ней карантина выполнена оценка социально-экономических последствий для семей, а также ограничений, установленных для малых и средних предприятий (МСП).

Цель веб семинара состояла в том, чтобы представить эти результаты ключевым лицам, принимающим решения, и средствам массовой информации, а также определить дальнейшие шаги по использованию выявленных данных. Было озвучено предложение, что эти данные должны стать основой для будущих политических механизмов и актов законодательства, направленных на минимизацию последствий COVID-19, а также использованы при дальнейшем восстановлении Узбекистана после пандемии.

Методологию и цели опроса Всемирного банка среди председателей махалли презентовал Уильям Зайц, старший экономист ВБ, руководитель программ бедности и равенства в Центральной Азии. Основные выводы опроса ВБ среди председателей махалли по экономическому влиянию презентовал Бахтишод Хамидов, главный научный сотрудник ЦЭИР. Фуркат Юнусов, руководитель направления Центра «Стратегия развития» представил выводы опроса председателей махалли по социальному влиянию. Камила Мухамедханова, руководитель кластера по эффективному управлению ПРООН выступила с презентацией выводов и результатов опроса представителей махалли по влиянию COVID-19 на развитие и уязвимые группы населения. О влиянии COVID-19 на малый и средний бизнес на начальной стадии кризиса рассказал Юлий Юсупов, консультант ПРООН. О стратегических задачах для сокращения бедности рассказал Нурбек Юлдашев, заместитель начальника управления Министерства экономического развития и сокращения бедности. Про социальную поддержку семей, включенных в реестр «железная тетрадь» рассказала Угилой Уразова, начальник управления Министерства по поддержке махалли и семьи. Решение проблем занятости в условиях восстановления после кризиса COVID-19 представила представитель Министерства занятости и трудовых отношений.

Исследование социально-экономического воздействия COVID-19 на домохозяйства проводилось с мая по июнь 2020 года с опросом руководителей махаллинских комитетов во всех регионах Узбекистана. В опросе приняли участие 3670 респондентов, в том числе председатели махаллей (84,7%), их заместители (12,8%) и активисты махаллей (2,5%), 62,9% из которых являются представителями из сельских махаллей. Результаты обследования показали, что пандемия привела к увеличению числа бедных семей, особенно в городских районах.

Наиболее сильно пострадали малообеспеченные семьи (отмечено 48% респондентов, особенно в Намангане и Самарканде), многодетные семьи (отмечено 40% респондентов, особенно в Ташкентской области) и семьи с вернувшимися трудовыми мигрантами (отмечено 55% респондентов, особенно в Джизаке и Кашкадарье). Эти негативные последствия в основном включали снижение доходов и потерю работы, на что указали 74% и 58% респондентов соответственно.

Это исследование выявило, что материальная помощь, такая как раздача продуктовых наборов, наиболее необходимая женщинам и пожилым людям, считалась более важной, чем другие виды помощи.

Рекомендации по устранению социально-экономических последствий включали:

  • Изменение мер экономической и социальной политики с целью поощрения частного сектора к импорту или производству необходимых товаров на местном уровне;
  • Поощрение молодежи и женщин к занятию семейным предпринимательством путем поддержки создания малых частных предприятий в махаллях;
  • Облегчение доступа для женщин и девушек к получению необходимой помощи, а также обеспечение того, чтобы вопросы, вызывающие их озабоченность, были услышаны;
  • Обеспечение того, чтобы средства массовой информации подчеркивали отсутствие опасности со стороны людей, получивших лечение от COVID19.

В параллельном опросе рассматривалось воздействие пандемии COVID-19 на МСП по всей стране, на основе 887 интервью с субъектами предпринимательства по всему Узбекистану. В ходе опроса было выявлено, что больше всего пострадали на МСП было в секторе туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания, а также предприятия, расположенные в Сырдарье, Намангане, Навои, городе Ташкенте и Каракалпакстане, в то время как предприятия в сельском, лесном и рыбном хозяйствах пострадали меньше всего.

Предприятиями, которые испытывали наибольшие трудности во время пандемии, были те, которые не смогли работать удаленно, либо из-за невозможности перенести рабочие процессы, либо из-за отсутствия доступа в интернет или необходимого оборудования.

В докладе по данному второму обследованию было рекомендовано, чтобы помощь, оказываемая МСП, включала устранение факторов, сдерживающих развитие бизнеса, снижение налогового бремени, улучшение доступа к финансовой помощи путем создания институциональной среды для снижения ставки кредитования и поддержку перехода к удаленной работе.

...