С 1 по 4 сентября в Международном конгресс-центре в Ташкенте проходит ежегодное заседание Совета управляющих Исламского банка развития (ИБР). Для участия в мероприятии в Узбекистан прибыли министры и официальные лица из 57 стран-участниц группы ИБР, а также более 2 000 участников крупного бизнеса, экспертов и представителей СМИ.
Главная тема заседания – социальное и экономическое восстановление стран-участниц ИБР после пандемии. Помимо основных мероприятий пройдут дополнительные сессии на темы экономики, устойчивого развития, здравоохранения, образования, исламского финансирования.
В мероприятии с докладом выступил директор Центра экономических исследований и реформ Обид Хакимов.
«Страны Центральной Азии обладают большим потенциалом для более тесных связей и интеграционного взаимодействия. Расчеты показывают наличие нереализованного экспортного потенциала стран ЦА во взаимной торговле в размере 1,1 млрд долларов», - сказал директор ЦЭИР.
По его словам, на продукты питания приходится около 530 млн долларов, химическую продукцию - 180 млн долларов, металлургию - 120 млн долларов, легкую промышленность - 110 млн долларов.
Он отметил, что Узбекистан обладает нереализованным экспортным потенциалом со странами Центральной Азии на сумму более 600 млн долларов.
Глава ЦЭИР отметил, что более тесное сотрудничество стран будет способствовать появлению региональных производственно-сбытовых цепочек, что приведет к снижению производственных затрат. Для этого Хакимов предложил создавать благоприятные условия для увеличения трансграничной торговли и инвестиций.
Говоря о водых ресурсах в Центральной Азии, Обид Хакимов отметил, что нехватка воды может привести к падению регионального ВВП на 11%.
«Серьезной проблемой для устойчивости развития региона Центральной Азии является нехватка водных ресурсов. По расчетам Всемирного банка, к 2050 году ожидается сокращение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи до 5%, в бассейне Амударьи - до 15%. К 2050 году нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП на 11%», - сказал он, выступая на панельной сессии в рамках проходящего в Ташкенте ежегодного заседания Совета управляющих ИБР.
С точки зрения обеспеченности водными ресурсами в международной классификации страны Центральной Азии находятся в категории «недостаточно обеспеченных», добавил Хакимов.
По данным ООН, страны региона ежегодно теряют не менее 1,75 млрд долларов из-за непоследовательной координации использования водных ресурсов.
«Развитие региона происходит в условиях истощения водных ресурсов при ограниченном объеме инвестиций, что особенно негативно сказывается на странах, которые используют воду в основном для целей орошения», - сказал Обид Хакимов.
«Более эффективное использование водного и энергетического потенциала региона может способствовать углублению сотрудничества между странами, которое ранее имело место, но резко ослабло в 2000-х годах. В последние годы сотрудничество в этом направлении заметно активизировалось», - отметил глава ЦЭИР.
Ежегодное собрание ИБР в Ташкенте стало первым оффлайн событием такого масштаба с начала пандемии.
«Многосторонность была важной частью миссии ИБР с момента основания Банка. Сегодня как никогда исламские страны и международное сообщество в целом сталкиваются со сложными глобальными вызовами, которые не позволяют миллионам людей пользоваться преимуществами экономического развития», - сказал Мухаммед Сулейман Аль-Джассер, президент ИБР. – «Ежегодное собрание в этом году предоставляет странам-членам Банка прекрасную возможность выработать общую повестку дня для решения этих проблем».
С 2016 года руководство Узбекистана продолжает придерживаться политики многовекторности и расширяет сотрудничество с ИБР, кульминацией которого стало проведение ежегодного заседание Совета управляющих ИБР в Ташкенте. На сегодняшний день Банк поддержал более 100 проектов в Узбекистане в различных секторах.
Для Узбекистана проведение такого ежегодного саммита имеет большое значение и служит признанием достижений реформ в экономической сфере страны.