Принятой стратегией реформ в 2017 году в Узбекистане было предусмотрено реформирование банковского сектора, включая приватизацию государственной собственности.
За последние 4 года в развитии этого сектора произошли большие изменения во многом обусловленные либерализацией валютной политики в сентябре 2017 года и свободным движением национальной валюты.
Об этом в ведущем европейском издании "EU Reporter" пишет заведующий сектором Центра экономических исследований и реформ Халиллуллох Хамидов.
За эти годы наблюдалась динамика расширения сектора. Появилось 55 новых кредитных организаций, включая 4 коммерческих банка (Пойтахт Банк, Тенге Банк, TBC Банк, Анор Банк), 33 микрокредитные организации и 18 ломбардов. Росли активы коммерческих банков, которые в 2020 году увеличились на 120% по сравнению с 2017 годом. Среднегодовой реальный рост активов (без учета девальвации) составлял 24,1%.
Расширялись также объемы кредитования. По состоянию на 1 января 2021 года общий объем кредитов, выданных экономике, увеличился на 150% по сравнению с 2017 годом. Реальный рост кредитов в среднем составлял 38,6% в год. Объем кредитов физическим лицам увеличился на 304%, объем кредитов промышленности вырос на 126%, а объем кредитов в секторах торговли и услуг увеличился на 280%.
Среднегодовой реальный темп роста депозитов за тот же период составил 18,5%. На 1 января 2021 года 24% составляют вклады физических лиц, а 76% - вклады юридических лиц. Тем не менее, темпы роста депозитов населения значительно ускорились за последние годы. В частности, в национальной валюте они составили 38,2% в 2018 году, 45,2% в 2019 году, 31,7% в 2020 году. Объем депозитов в иностранной валюте вырос на 2% в 2018 году, на 40,1% в 2019 году, на 27,7% в 2020 году.
В результате либерализации валютной политики уровень долларизации в банковском секторе значительно снизился. Если в 2017 году доля валютных активов банков в совокупных активах составляла 64%, то в 2020 году этот показатель снизился до 50,2%, доля кредитов в иностранной валюте снизилась с 62,3% до 49,9%, а доля депозитов в иностранной валюте снизилась с 48,4% до 43,1%.
После успешного разхмещения правительством Узбекистана суверенных еврооблигаций в размере 1 млрд. долларов США в феврале 2019 года, несколько коммерческих банков вышли на международный рынок с целью привлечения долгосрочного капитала.
В ноябре 2019 года Узпромстройбанк первым из коммерческих банков выпустил еврооблигации на Лондонскую фондовую биржу в размере 300 млн евробондов. В октябре 2020 года Национальный банк внешнеэкономических связей привлек 300 млн долларов с Лондонской фондовой биржи. В ноябре Ипотека Банк также выпустил еврооблигации на сумму 300 млн долларов.
Повышение инвестиционной привлекательности финансового сектора Узбекистана в результате проводимых реформ привлекло к нему интерес иностранных инвесторов. В 2018 году акционерное общество, управляемое швейцарской компанией ResponsAbility Investments и специализирующееся на инвестициях в развитие, выкупило у IFC 7,66% акций Hamkorbank. В 2019 году Halyk Bank Казахстана учредил дочернюю компанию Tenge Bank в Ташкенте. TBC Bank (Грузия) открыл свой филиал в Ташкенте как первый цифровой банк в Узбекистане. В 2020 году Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft mbH, DEG и Triodos Investment Management инвестировали в уставный капитал банка “Ипак йули” через покупку новых выпущенных акций на сумму 25 млн долларов.
Хотя позитивные тенденции в банковском секторе Узбекистана укрепились в последние годы, однако, в коммерческих банках с государственными активами все еще остается высокой доля средств, получаемых от правительства.
Банковская система Узбекистана характеризуется высокой концентрацией: 84% всех активов банков по-прежнему принадлежат банкам с госдолей, а 64% принадлежат 5 государственным банкам (Национальный банк, Асака банк, Промстрой банк, Ипотека банк и Агробанк). Доля депозитов банков с государственной долей по отношению к кредитам составляет 32,9%. Для сравнения, в частных банках этот показатель составляет около 96%. При этом депозиты физических лиц составляют всего 24% от общего объема депозитов в банковской системе, что составляет около 5% ВВП.
Поэтому банковский сектор нуждается в углублении реформ, в первую очередь, путем сокращения государственного участия и усиления роли частного сектора. В связи с этим в прошлом году был принят указ президента о реформировании банковской системы Узбекистана, которым предусматривается приватизация государственных банков. Указом планируется к 2025 году повысить долю активов банков без доли государства в общем объеме активов банковской системы с текущих 15 процентов до 60 процентов, долю обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с текущих 28 процентов до 70 процентов, долю небанковских кредитных организаций в общем объеме кредитования с текущих 0,35 процента до 4 процентов. В частности, будут приватизированы, будут приватизированы «Ипотека-банк», «Узпромстройбанк», «Асакабанк», «Алокабанк», «Кишлок курилиш банк» и «Туронбанк».
Создан Проектный офис по трансформации и приватизации коммерческих банков с долей государства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, имеющий право привлечения международных консультантов в качестве советников и заключения соглашений с международными финансовыми институтами и потенциальными иностранными инвесторами по вопросам приватизации коммерческих банков. Уже в 2020 году в целях поддержки приватизации «Ипотека-банка» IFC предоставила ему заем в узбекских сумах на сумму эквивалентную 35 млн. долларов США. А ЕБРР консультирует «Узпромстройбанк» по вопросам приватизации, совершенствования казначейских операций, управления активами. Банк внедрил андеррайтинг, который позволяет проводить кредитные операции без участия сотрудников.
Ожидается, что приватизация банковского сектора в Узбекистане в ближайшие годы повысит его конкурентоспособность и будет активно способствовать привлечению иностранных инвестиций в его развитие.
В заключение стоит отметить изменения, которые произошли под влиянием пандемии в банковском секторе Узбекистана. Как и во всем мире, пандемия в Узбекистане стимулировала процесс трансформации банков в сторону цифровизации, развития дистанционных банковских услуг, перестройки алгоритмов обслуживания клиентов. В частности, по состоянию на 1 января 2021 года количество пользователей дистанционных услуг составило 14,5 млн (из них 13,7 млн — физлица, 822 тыс. — хозяйствующие субъекты), что на 30% больше, чем за аналогичный период минувшего года. Выдача Центральным банком лицензий на осуществление деятельности цифровых банков и филиалов также явилась толчком для дальнейшей цифровизации финансово-банковской системы.
Халилуллох Хамидов, ЦЭИР