3 октября 2019 г. Президентом Узбекистана было подписано Постановление «О мерах по повышению качества и роли экономических исследований в социально-экономическом развитии», в соответствии с которым Центр экономических исследований был преобразован в Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР). Это стало самым важным событием в двадцатилетней истории одного из ведущих «мозговых центров» страны. Круг целей и задач деятельности ЦЭИР был значительно расширен, возросла его роль и ответственность в формировании и реализации политики проводимых реформ и вопросах социально-экономического развития Узбекистана.
В настоящее время ЦЭИР, являясь научным исследовательским центром, в первую очередь сконцентрирован на работе в области экономических исследований, вопросах социально-экономического развития, а также внешнеэкономических связей, способствующих успешному развитию проводимых в стране реформ, направленных на повышение благосостояния населения.
За последний год ЦЭИР было подготовлено порядка 300 аналитических материалов, записок, докладов. Было опубликовано более 160 аналитических статей, не считая перепечаток, переводов и публикации в зарубежных СМИ. Очевидно, что в рамках одной статьи перечислить все что было сделано за год невозможно, да и не нужно. Однако, будет уместным сказать об основных и наиболее значимых направлениях работ, в которых был задействован ЦЭИР.
Одной из первых масштабных задач, поставленных перед реорганизованным Центром, стало проведение оценки воздействия на отрасли экономики возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС. В рамках данной работы было изучено как изменение тарифных и нетарифных барьеров, установление единого таможенного пространства скажется на конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, как изменится положение трудовых мигрантов. В результате было выявлено в целом положительное влияние расширение взаимодействия с ЕАЭС на отечественную экономику, ускоряющее темпы роста ВВП. В последствии, по данному направлению было проведено отдельное исследование по влиянию зон свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром на экономику Узбекистана в случае вступления страны в данное интеграционное объединение.
Результаты проделанной работы по оценке вступления в ЕАЭС систематически публиковались и широко освещались отечественными и зарубежными СМИ. В частности, было опубликовано серия статей и 9 отраслевых инфографик, показывающих как вступление в ЕАЭС может отразиться на развитии тех или иных отраслей экономики. Во всех областях страны, в ВУЗах для студентов и преподавателей сотрудниками ЦЭИР были проведены лекции по этим темам.
Следующим аналогичным исследованием стала оценка воздействия на экономику предстоящее вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию. Помимо исследований в области интеграции Узбекистана в региональные и международные объединения, ЦЭИР также активно изучает вопросы заключения торговых соглашений с отдельными странами.
Пандемия коронавируса затронула все аспекты жизнедеятельности страны. Закрытие границ, прекращение пассажирского сообщения с основными торговыми партнерами, введение ограничительных мер и приостановка работы предприятий – все это негативно сказывалось на социально-экономическом состоянии Узбекистана. Работа по оценке влияния на экономику пандемии была начата в ЦЭИР еще в январе-феврале текущего года и в последующие месяцы это напрвление исследований стало доминировать – постоянно изменяющиеся условия в стране и в мире требовали проведения оперативной оценки и разработки действенных предложений для сохранения жизней граждан, поддержки их уровня жизни и минимизации экономических потерь. В данном направлении в ЦЭИР был изучен опыт 165 стран мира по противодействию распространения COVID-19 и принятым мерам для поддержки экономики. На основе изученного опыта были разработаны предложения и рекомендации по имплементации действенных практик в условиях Узбекистана. Кроме того, Центром ежемесячно проводилась оценка воздействия карантинных ограничений на отрасли экономики и давались рекомендации по минимизации потерь.
В период пандемии обострилась проблема бедности. В данной связи особый характер приобрела начатая еще в прошлом году работа по формированию эффективной политики по сокращению бедности, к которой был привлечен и ЦЭИР. В частности, центром совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности был разработан проект Концепции сокращения бедности в Узбекистане, а также подавались многочисленные предложения по сохранению доходов населения, поддержанию спроса, совершенствованию адресных мер помощи. С целью непосредственного ознакомления на местах с реальным уровнем жизни людей, их возможностями в области трудоустройства и самореализации сотрудники ЦЭИР посещали районы страны.
В настоящее время ЦЭИР активно вовлечен в деятельность по формированию эффективного фундамента для кардинального сокращения бедности в стране, что включает разработку методологии и внедрение лучших мировых практик в области оценки и классификации бедности, выявления нуждающихся и совершенствования механизмов адресных мер поддержки. В частности, согласно Плану практических действий на 2020-2021 годы по восстановлению экономического роста и продолжению структурных изменений в Узбекистане, утвержденного Постановлением Кабинета Министров (ПКМ №526 от 29.08.2020 г.), в разработке которого Центр принимал активное участие, на ЦЭИР, совместно с другими ведомствами, возложена задача по разработке Стратегии сокращения бедности в Узбекистане до 2030 года. Кроме того, в ЦЭИР были разработаны курс лекций и рекомендации для органов власти на местах по сокращению бедности. В ближайшее время сотрудники ЦЭИР проведут лекции для хокимов областей на тему сокращения бедности и примут непосредственное участие в проведении опросов населения по вопросам уровня жизни.
Кроме этого, в деятельности центра уделяется большое внимание мониторингу экономических тенденций в стране. В этом направлении в текущем году ЦЭИР начал выпускать Индекс бизнес-климата, разработанный на основе методологии института ИФО (IFO) в Германии и Индекс потребительских настроений, ставшие одними из действенных инструментов, способствовавших повышению уровня осведомленности правительства, предпринимателей и общества в целом о состоянии бизнеса и потребления в период пандемии. Кроме того, был разработан банковский индекс. К слову сказать, в рамках выше означенного Плана действий на 2020-2021 годы, на ЦЭИР также возложена задача разработки единой системы оценки социально-экономического развития регионов, эффективности использования природных ресурсов, экономического и инвестиционного потенциала. Этому предшествовала масштабная работа по оценке эффективности прямых иностранных инвестиций на уровне районов.
В условиях проведения реформ для государства является важным наличие эффективного механизма, позволяющего объективно и взвешенно оценивать ход реформ, их реальные результаты, что возможно путем привлечения к независимой оценке действий правительства широкого круга экспертов и общественности, продуктивного диалога между правительством, обществом, бизнесом.
В соответствии с Постановлением Президента, одной из задач, поставленных перед ЦЭИР, стало создание открытой инновационной платформы по принципу «Open Space», нацеленной на установление эффективного диалога между государством, экспертным сообществом, бизнесом, общественностью и СМИ по вопросам социально-экономического развития. К сожалению, в связи с пандемией, в 2020 году удалось провести всего два круглых стола в данном формате - по новой редакции Налогового кодекса и трансформации банковского сектора. Однако, даже эти две встречи показали перспективность, а главное продуктивность данного диалогового инструмента.
Другим нововведением Постановления Президента от 3 октября прошлого года стало создание Акселератора социально-экономических реформ при Администрации Президента, рабочий орган которого функционирует в структуре ЦЭИР. В настоящее время уже определены первые проблемные направления, решением которых в ближайшие сто дней будет заниматься Акселератор. Это проблемы в сфере семейного предпринимательства, разработки генеральных планов городов, упрощения выдачи разрешений на строительство, создания единой биллинговой системы коммунальных платежей. Как ожидается, данный инструмент позволит более оперативно и на систематической основе находить эффективные решения для возникающих проблем в социально-экономическом развитии страны.
В сфере своих направлений деятельности для решения поставленных перед ним задач, ЦЭИР активно сотрудничает с международными организациями, такими, как ООН, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международный торговый центр и другие. В частности, на постоянной основе проводятся совместные исследования с ПРООН и ВБ по вопросам жизнедеятельности домохозяйств и уровня жизни населения.
Необходимо отметить и то, что ЦЭИР активно участвует в работе экспертного международного сообщества. Так, с участием представителей ЦЭИР проходили экспертные круглые столы в Брюсселе, Берлине, Душанбе. Являясь участником Консорциума мозговых центров стран ШОС от Узбекистана, ЦЭИР принял активное участие в работе заседания Консорциума, прошедшего в августе текущего года.
В настоящее время деятельность Центра положительно оценивается как в стране, так и за рубежом. Так, в 2020 г. ЦЭИР занял 10 место среди 63 лучших мозговых центров Центральной Азии и Кавказа и на три позиции улучшил показатели 2016-го (тогда Центр занимал 13 место).
Также ЦЭИР вошел в ТОП-15 наиболее влиятельных мозговых центров Узбекистана, составленного общенациональным движением «Юксалиш» на основе публикаций в международных изданиях, исследований и экспертных оценок, участия в форумах и упоминания в международных рейтингах.
Проделанная за год работа, повышение вовлеченности ЦЭИР в решение насущных социально-экономических для страны вопросов, положительные оценки со стороны международного экспертного сообщества свидетельствуют о весьма значительной востребованности ЦЭИР, как аналитического института научного обеспечения проводимых реформ на настоящем этапе, что полностью подтверждает актуальность принятого год назад решения о преобразовании Центра экономических исследований в Центр экономических исследований и реформ с расширением его функций, целей и задач деятельности.