CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Экономическое сотрудничество в установлении мира в Афганистане

1Статья директора ЦЭИР посвящена теме сотрудничества Узбекистана с Афганистаном в свете Инициативы по созданию при ООН постоянно действующего комитета по содействию социально-экономическому развитию Афганистана, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан в ходе выступления на 75-ой сессии Генассамблеи ООН.

Журнал "Экономическое обозрение" публикует перевод статьи на русском языке. ________________________________________________________________________________________________________________

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года выступил[1] на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН). Глава государства обозначил основные приоритеты «афганской политики Ташкента» по мирному урегулированию в ИРА и сотрудничеству Узбекистана с этой страной, а также выступил с инициативой создания при ООН постоянно действующего комитета, который будет содействовать социально-экономическому развитию Афганистана.

Сегодня политика Узбекистана по экономическому восстановлению Афганистана посредством реализации совместных проектов в транспортной, экономической, энергетической и образовательной сферах получает высокую оценку международного сообщества.

О том как развивались экономические отношения Узбекистана с Афганистаном в последние годы в статье директора Центра экономических исследований и реформ Обида Хакимова.

Узбекистан всегда выступает за скорейшее установление мира и стабильности в Афганистане и вносит значительный вклад в восстановление и развитие экономики соседней страны, улучшение жизни ее народа путем наращивания объемов взаимной торговли и реализации крупных инфраструктурных и гуманитарных проектов. Мы рассматриваем восстановление экономики Афганистана в качестве непременного условия достижения долгосрочного и устойчивого мира в ИРА.

Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном имеет большие перспективы и в последние три года динамично развивается.

Новая страница в узбекско-афганских отношениях открыта Президентом Узбекистана сразу после его избрания. Уже в январе 2017 года Кабул посетила правительственная делегация Узбекистана. За последние три года Президент Афганистана дважды приезжал в Ташкент с официальным и рабочим визитами. Кроме этого, главы двух государств регулярно проводят телефонные переговоры. Последний состоялся 2 августа. В ходе него уделено внимание активизации усилий по продвижению приоритетных инфраструктурных и инвестиционных проектов в целях содействия устойчивому развитию Афганистана и его активному вовлечению в региональные экономические процессы.

Особое внимание теме Афганистана было уделено также в выступлении Президента Ш.Мирзиёева на 75-й сессии Генассамблеи ООН, в котором он подчеркнул, что вопросы установления мира и стабильности в этой стране должны оставаться в центре внимания ОНН. В связи с этим, Президент Узбекистана предложил «создать при ОНН постоянно действующий комитет, который будет прислушиваться к мнению и чаяниям этого многострадального народа». При этом основной задачей данного комитета должно стать содействие социально-экономическому развитию Афганистана.

Создание при ООН постоянно действующего комитета по Афганистану (Комитет) позволит объединить усилия международного сообщества по оказанию содействия в восстановлении его экономики. В рамках деятельности Комитета можно будет разработать комплексную программу восстановления Афганистана и координировать ход её реализации. Учитывая, что в Афганистане пересекаются интересы многих стран, только консолидация их совместных усилий на достижение устойчивого и долгосрочного мира в этой стране, может привести к желаемому результату - стабилизировать ситуацию в Афганистане и создать условия для скорейшего восстановления его экономики. В связи с этим, создание Комитета - это очень своевременная и важная инициатива, которая позволит создать механизм по координации совместных усилий международного сообщества по урегулированию ситуации в Афганистане и переходу страны на путь мирного развития.

Как известно, в своей внешней политике Узбекистан уделяет приоритетное внимание развитию сотрудничества с Афганистаном в сфере торговли, транспорта, энергетики, вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические связи, что создает условия для формирования социально-экономической базы мирного процесса в ИРА. Мирный и стабильный Афганистан позволит реализовать в полном объеме потенциал трансрегионального сотрудничества, обеспечить взаимосвязанность на обширном пространстве Евразии, превратит Афганистан в мост между Южной и Центральной Азией. Кроме того, Узбекистан рассматривает программы экономического развития Афганистана, в том числе и трансрегиональные инфраструктурные проекты, не только в качестве драйвера экономического роста, но и ключевого фактора формирования консенсуса среди заинтересованных сторон о необходимости достижения долгосрочного мира в Афганистане.

В период обострения эпидемиологической ситуации по поручению Президента Узбекистана в Афганистан в начале апреля отправлен железнодорожный состав с 600 тонн гуманитарной помощи, включающей комплекты защитных комбинезонов, гипохлорид натрия в жидком виде, маски-респираторы, перчатки, пирометры, одежду для детей, а также продовольствие. Следует отметить, что это не первый гуманитарный груз, ранее в январе 2018 года Афганистану от узбекской стороны были безвозмездно переданы 25 автобусов и сельхозтехника, а в июне в связи неурожаем в этой стране из-за засухи в качестве гуманитарной помощи отправлено 3 тысячи тонн продовольственной пшеницы.

Показатели взаимной торговли

По данным Госкомстата[2] доля Узбекистана во внешней торговле Афганистана занимает 7,4 процента, а в общем афганском импорте - 8,3. В свою очередь доля Афганистана во внешней торговле Узбекистана - 1,5, а в общем экспорте 3,4 процента. При этом Узбекистан в торговле с Афганистаном имеет значительное положительное сальдо и за последние три года экспорт в эту страну вырос почти на 20 процентов.

Так, по итогам 2019-го объем взаимной торговли вырос на 2,2 процента и составил 617,6 млн долларов, в том числе экспорт - 614,7 млн, импорт - 2,9 млн. Только за первое полугодие 2020-го объем взаимной торговли между Узбекистаном и Афганистаном вырос еще на 24,1 процента, составив 332,9 млн долларов, в том числе экспорт - 331,7 млн, импорт - 1,22 млн.

Динамика товарооборота Узбекистана с Афганистаном (в млн. долл.)

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Товарооборот

673,7

601,8

445,1

519,7

617,1

604,6

617,6

экспорт

669,3

601,0

444,4

517,3

614,9

602,5

614,7

импорт

4,4

0,8

0,6

2,4

2,2

2

2,9

сальдо

664,9

600,2

443,8

514,9

612,7

600,4

611,7

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан (https://stat.uz/ru)

Основными статьями экспорта в Афганистан являются злаки и продукция мукомольно-крупяной промышленности, в основном мука пшеничная - 19,1 процента от общего объема, электроэнергия - 16,3, нефть и нефтепродукты, газы нефтяные, природные - 10,1, продовольственные товары, в основном овощи бобовые - 11, черные металлы и изделия из них - 7, транспортные средства и запасные части к ним - 1,5, а также услуги, в основном транспортные - 26 процентов.

Импорт из Афганистана представлен следующими позициями: продовольственные товары (в основном сахароза, минеральные воды) - 21,5 процента от общего импорта, живые растения (включая корни) - 11,4, оборудование и механические устройства - 8,8, животные (козы и овцы) - 6,7, а также транспортные услуги - 29,9 процента.

В настоящее время на территории Узбекистан осуществляют деятельность 658 предприятий с участием афганского капитала, в том числе 195 совместных и 463 предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. При этом 234 предприятия с афганским капиталом (35 процентов) создано на территории Сурхандарьинской области.

Энергетическое сотрудничество

Афганистан - страна, где наблюдается острая нехватка электроэнергии: собственные производственные мощности не позволяют полностью покрывать спрос на нее, а объемы импорта электроэнергии зависят от размеров выделяемой извне финансовой помощи. В 2018 году в Афганистане произведено электроэнергии в объеме 1,1 млрд кВт/ч, а объем импорта электроэнергии составил 4,6 млрд кВт/ч, то есть в четыре раза больше объемов собственной выработки[3].

Недостаточные объемы производства и импорта, отсутствие разветвленной сети линии электропередач не позволяют удовлетворять спрос экономики и населения на электроэнергию. В Афганистане к электроэнергетическим сетям подключено только около 30 процентов населения. Большая часть сельских жителей, составляющих 75 процентов от всего населения страны, остается без электричества. В целях решения задач в сфере энергетики в Афганистане разработана Национальная программа энергоснабжения, которая включает Генеральный план развития энергетики до 2032 года, предусматривающий повышение обеспеченности населения и экономики страны электроэнергией с 30 до 83 процентов, сельского населения с 28 до 65 процентов и городского до 100 процентов.

Реализация проекта по строительству линии электропередачи Сурхан - Пули-Хумри протяженностью 260 км из Сурхандарьинской области до города Пули-Хумри, провинции Баглан, также отвечая долгосрочным планам развития энергоснабжения Афганистана, создаст условия для развития там промышленности. Кроме этого, данная ЛЭП позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии.

Следует отметить, что Узбекистан с 2002 года осуществляет регулярные поставки электроэнергии в Афганистан и покрывает 52 процента афганского импорта электроэнергии. Остальное поставляется из Таджикистана - 18, а также Ирана и Туркменистана по 15 процентов. Объем поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан с 2002 года по 2019 год увеличился с 62 млн почти до 2,6 млрд кВт/ч, то есть более чем в 40 раз. В 2018 году в Афганистан поставлено 2,5 млрд кВт/ч электроэнергии на 166 млн долларов. При этом цена на поставляемую электроэнергию была снижена на 35 процентов[4].

Учитывая, что контракты на поставку электроэнергии заключались на ежегодной основе, в конце 2019 года с энергетической кампаний Афганистана была достигнута договоренность о заключении десятилетнего контракта по поставке электроэнергии из Узбекистана на приемлемых для афганской стороны условиях (на первоначальном этапе объемом 4,2 млрд кВт/ч, с последующим увеличением до 6 млрд кВт/ч).

В конце августа 2020 года в Ташкенте с рабочим визитом находилась делегация Афганистана во главе с министром иностранных дел Х.Атмаром, в ходе которого были рассмотрены вопросы ускорения строительства линии электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и подписано соглашение о поставках электроэнергии в Афганистан сроком на 10 лет.

Транспортное сотрудничество

Реализация перспективных проектов по строительству новых железнодорожных магистралей Мазари-Шариф - Герат - Кандагар и Мазари-Шариф - Пешавар, которые станут продолжением линии Хайратон - Мазари-Шариф, сформирует новый трансафганский транспортный коридор. Претворение в жизнь этих проектов не только создаст благоприятные условия для взаимной торговли, но и повысит транзитный потенциал обоих государств, свяжет регионы Центральной и Южной Азии, а также Ближнего Востока, откроет для стран Центральной Азии возможность выхода к пакистанским портам Гвадар и Карачи и иранскому порту Чобахар.

С началом активного сотрудничества в транспортной сфере объем перевезенных афганских грузов через территорию Узбекистана в 2017 году вырос на 70 процентов по сравнению с 2016-м. Объем международных железнодорожных грузоперевозок в/из Афганистана в 2019-м составил более 5,0 млн тонн[5]. В этом же году АО «Узбекистон темир йуллари» установила скидку в 20 процентов на перевозку зерна и муки из Казахстана в Афганистан. А также отменила дополнительные сборы на коммерческие грузы, вывозимые из Афганистана, что способствовало увеличению объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории двух стран.

В 2020 году для Афганистана также установлен ряд льгот и преференций на железнодорожные грузоперевозки, в частности, введена скидка при перевозке муки из Узбекистана в Афганистан в размере от 45 до 65 процентов в сравнении с ранее установленными тарифами. Кроме того, представлена скидка в размере 50 процентов к дополнительным сборам, а при перевозке муки и нефтепродуктов транзитом скидка составляет от 20 до 50 процентов. Для экспортных грузов из Афганистана отменены также все дополнительные сборы, кроме сборов за оформление перевозочного документа и представлена скидка в 50 процентов на все виды грузов.

Положительная динамика роста грузооборота сохраняется по настоящее время. Даже в период пандемии коронавируса динамика грузовых перевозок в направлении Афганистана демонстрирует устойчивые темпы роста. Так, в первой половине текущего года объем железнодорожных грузоперевозок из/в Афганистан составил 2,2 млн тонн, что на 50,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

В целях содействия экспортно-импортным и транзитным грузопотокам между двумя странами в Термезе создан международный логистический центр «Термез Карго» с таможенным терминалом. Кроме этого, планируется, что центр будет также оснащен новыми сортировочными и упаковочными линиями для переработки и экспорта плодоовощной продукции из Афганистана в третьи страны. В настоящее время терминал способен одновременно принимать до 300 грузовых машин, а также имеет подъездные железнодорожные пути и склады для хранения контейнеров.

Образовательный центр в Термезе для афганской молодежи

В целях содействия Афганистану в подготовке востребованных кадров в Термезе создан образовательный центр, в котором обучаются около 200 афганских граждан по направлениям узбекская филология, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и другим. При этом только половина стоимости за образование оплачивается афганской стороной, остальная сумма покрывается Узбекистаном.

Минвуз, представительство Евросоюза и ПРООН в Узбекистане объявили о трансграничной инициативе по поддержке экономических прав и возможностей афганских женщин, которым будут предоставлены образовательные гранты для обучения. Евросоюз выделил 2 млн евро на финансирование этой инициативы, которая станет осуществляться ПРООН до 2025 года. В частности, в этом центре молодые женщины из Афганистана при поддержке Ташкентского аграрного университета будут получать знания по направлению сельского хозяйства.

Кроме этого, Президент Узбекистана выступил с инициативой создания специального Международного фонда поддержки образования в Афганистане. Основная цель фонда - обучение молодежи нужным в этой стране специальностям, выделение стипендий и грантов для талантливых студентов и молодых ученых.

Перспективы двустороннего сотрудничества

Узбекистан и Афганистан взаимно заинтересованы в дальнейшем расширении торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и предпринимают усилия по поиску новых направлений экономического взаимодействия и не только в торговле, но и инвестиционной сфере.

Такими стратегическими направлениями остаются транспортная сфера и энергетика. При участии узбекистанских специалистов и инвестиций продолжатся работы по восстановлению пяти текстильных и трех масложировых предприятий Афганистана. Перспективным направлением сотрудничества может стать также участие отечественных предприятий в реализуемых на территории ИРА проектах по реконструкции автодорог и строительству водохозяйственных объектов.

Кроме этого, целесообразно совершенствовать и расширять функции логистического центра «Термез Карго», например, путем создания на его базе оптово-распределительного центра с необходимой инфраструктурой, а также с предоставлением для субъектов предпринимательства, осуществляющих там свою деятельность, налоговых и таможенных преференций.

Необходимо продолжить улучшение условий для развития приграничной торговли и реализации инвестиционных проектов по созданию совместных производств (мука, хлебобулочные изделия, растительное масло, строительные материалы, текстиль, обувь и другая продукция) в приграничной с Афганистаном зоне. Представляет также интерес проработка вопроса по доставке в Узбекистан афганского мрамора, разных видов полуфабрикатов для дальнейшей их переработки и экспорта готовой продукции в третьи страны.

Одной из перспективных сфер взаимодействия является также сельское хозяйство. Афганистан - крупный производитель сельхозпродукции, которая по многим товарным позициям схожа с узбекской. Учитывая, что в нашей республике налажена ее переработка, это открывает возможности для формирования кооперационных связей, совместных производств и производственных цепочек. В свою очередь афганские специалисты уже проявили интерес к инвестированию в проекты в Сурхандарьинской области по выращиванию лекарственных трав (на 15 га) и боярышника (100 тонн в год).

С учетом текущего уровня развития торгово-экономических отношений с Афганистаном целесообразно расширять нормативную базу, регулирующую эту сферу. В частности, в целях увеличения объема и расширения номенклатуры экспорта узбекской продукции на афганский рынок целесообразно изучить возможность заключения соглашения о преференциальной торговле. Кроме этого, достижение договоренностей о признании в Афганистане результатов регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, произведенных в Узбекистане, расширило бы возможности по поставкам отечественной фармпродукции, спрос на которую в условиях продолжающейся пандемии коронавируса будет только увеличиваться.

Сотрудничество Узбекистана с Афганистаном может развиваться не только на двустороннем уровне, но и в рамках участия в реализации международных проектов, таких как китайская инициатива по прокладке транспортных коридоров «Один пояс - один путь», ЛЭП CASA-1000, газопровода ТАПИ (магистральный газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия) и других.

Таким образом торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Афганистаном имеет большие перспективы и главным условием их развития является обеспечение стабильности и безопасности на его территории, в чем должны быть заинтересованы не только страны региона, но и все мировое сообщество, что и было отмечено в выступлении Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёев на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Обид Хакимов.

Директор Центра экономических исследований и реформ

при Администрации Президента Республики Узбекистан.

...