Развитие частного сектора и предпринимательства является одним из наиболее ключевых направлений проводимых реформ. В этом направлении предпринимаются энергичные усилия по улучшению условий предпринимательской деятельности, инвестиционного климата, устраняются факторы и барьеры, препятствующие полноценной и эффективной деятельности предпринимателей, предпринимателям оказывается активная поддержка со стороны государства.
Но для проведения эффективных реформ в этом направлении необходимо знать и слышать самих предпринимателей о том, какие проблемы, препятствующие их деятельности, продолжают сохраняться и как эти проблемы лучше всего решать.
На выявление этих проблем и поиски их оптимального решения и был нацелен состоявшийся 20 августа первый открытый диалог Президента Шавката Мирзиеева с предпринимателями. В ходе подготовки к диалогу и процессе диалога были выявлены самые важные направления по которым существуют проблемы, препятствующие полноценной и эффективной работе бизнеса, и приняты важные решения, направленные на их решение. О том, что было сделано для решения выявленных проблем за прошедшее с тех пор время.
В ходе диалога шел разговор о продолжающемся вмешательстве в хозяйственную деятельность, о необходимости отменить более 40 дублирующих надзорных функций государственных органов. Исходя из этого, в целях защиты бизнеса 15 сентября был принят Указ Президента «О мерах по дальнейшему снижению административной и налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, совершенствованию системы защиты законных интересов бизнеса», предусматривающем широкий ряд мер в этих направлениях.
С 1октября 2021 года отменено обязательство по сдаче налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками налога на доходы физических лиц в фиксированных размерах. С 1 января 2022 года по 1 января 2023 года ставка социального налога, установленного для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в районах Узбекистана (за исключением Ташкента), определяется с уменьшением её в 2 раза в размере 50% базовой расчетной величины. Торгово-промышленной палате предоставлено полномочие по подтверждению обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), возникающих в рамках местных договоров.
С 1 октября отменяется ряд контрольных функций органов государственного управления и органов государственной власти на местах. Теперь перечень государственных контрольных функций по проверке соответствия деятельности субъектов предпринимательства требованиям законодательства утверждается законом, причем после принятия закона не допускается осуществление контрольных функций, не включенных в этот перечень.
С 1 апреля 2022 года будет начато поэтапное внедрение электронного реестра обязательных требований на основе информационной системы «Единый государственный контроль» на разработку которой за счёт средств резервного фонда Кабинета министров будет выделено до 1 млрд сумов. Реестр будет вести уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
С 1 января 2022 года контролирующие органы будут проверять деятельность субъектов предпринимательства по утвержденному вопроснику. Представителям ТПП разрешено участвовать во всех проверках деятельности своих членов в случае согласия на это предпринимателя. Проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства допускается только после осуществления профилактических мероприятий по предотвращению правонарушений, за исключением налоговых проверок, проверок, проводимых в рамках уголовных дел и оперативно-розыскной деятельности, а также на основе обращений и сведений о нарушении актов законодательства.
С 2022 года внедряется Индекс свободы предпринимательской деятельности, направленный на определение уровня административного давления на субъектов предпринимательства, а также предотвращение правонарушений.
Кроме того, на встрече Президента с предпринимателями было указано на необходимость полного возмещения ущерба, причиненного сносом зданий и сооружений предпринимателям. В настоящее время процесс возмещения причиненного ущерба активно идет. Так, если на 1 августа 2021 года ущерб, причиненный предпринимателям в связи с приобретением земельных участков для государственных и общественных нужд, составлял 122,5 млрд сумов, то по состоянию на 31 августа текущего года уже только 54,9 млрд сумов. То есть, практически половина нанесенного ущерба уже возмещена.
Важным значением для динамичного развития бизнеса является оптимальная налоговая система, стимулирующая деловую активность. Как показал диалог Президента с бизнесом, в этом направлении сохранялся ряд «узких мест». Поэтому был оперативно принят ряд важных мер, направленных на совершенствование налоговой системы и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
В ходе проведения диалога было отмечено, что ввиду значительных негативных последствий пандемии для предприятий сферы услуг льготы, предоставленные им в прошлом году, будут продлены. На это было направлено Постановление Президента «О дополнительных мерах по поддержке сферы общественного питания и туризма» от 25 августа. Этим документом предприятия общественного питания освобождены от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц c 1 сентября 2021 г. на срок до 31 декабря 2021 года; а на срок до 1 сентября 2023 года приостановлено начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора. Кроме того предприятиям общественного питания предоставлено право на отсрочку погашения задолженности.
Также в ходе диалога было предложено применять процедуру возврата налога на добавленную стоимость к добросовестным и дисциплинированным экспортерам всех отраслей, что нашло свое отражение в постановлении «О совершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость», принятого 24 августа
С 1 октября 2021 года установлен порядок зачета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате по фактически полученным товарам и услугам, использованным для экспортируемых товаров, вне зависимости от поступления валютной выручки на счета налогоплательщика. Эта возможность предоставляется только тем налогоплательщикам, которые обеспечивали своевременное поступление валютной выручки за прошедший год и не имеют просроченную задолженность по экспортным контрактам.
Кроме того, с 1 января 2022 года устанавливается порядок согласно которого налогоплательщик при представлении налоговой отчетности вправе обратиться за возмещением или возвратом отрицательной суммы налога на добавленную стоимость, уведомив об этом налоговые органы, а обязательное требование по отдельному обращению с заявлением о возмещении или возврате отрицательной суммы налога на добавленную стоимость отменяется.
До конца 2021 года будет разработан порядок взаимозачета сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых при импорте товаров и реализации товаров и услуг, который будет внедрен в порядке эксперимента до 31 декабря 2022 года.
Для поддержки бизнеса, который занимается производством строительных материалов 31 августа было принято Постановление Президента «О мерах по поддержке отрасли строительных материалов», предусматривающее снижение средней ставки налога за пользование недрами на полезные ископаемые (песок, гравий, известняк, гипс, доломит) и снижение ставки налога на прибыль цементных компаний. Так, с 1 октября 2021 года ставки налога на прибыль для производителей цемента уменьшены с 20 процентов до 15 процентов, а с 1 января 2022 года ставки налога за пользование недрами уменьшаются в два раза в размере 22 500 сумов за одну тонну известняка, предназначенного для производства цемента.
Важную роль для развития бизнеса играет деловая среда благоприятная для предпринимательской деятельности. В целях ее улучшения 7 сентября был подписан указ президента «О мерах по созданию более благоприятных условий субъектам предпринимательства при исполнении налоговых обязательств».
Согласно этого указа, с 1 января 2022 года не применяются финансовые санкции за правонарушения, выявленные по результатам камеральной налоговой проверки, а также отменяются финансовые санкции за непредставление субъектами предпринимательства налоговой отчетности в установленные сроки. В срок до 1 января 2022 года предписано создать налогоплательщикам возможность отображения в электронных счетах-фактурах объектов налогообложения, связанных с налогообложением, необходимых для исчисления налога на добавленную стоимость, акцизного налога и налога с оборота. Указом также поддержано проведение в январе – июле 2022 года в Хорезмской области эксперимента по изменению налоговой отчетности по ряду налогов.
Постановлением Президента Республики Узбекистан года «О мерах по дальнейшей поддержке участников специальных экономических зон», вышедшим 14 сентября, установлено, что участники особых экономических зон, включенные в реестр с 1 октября 2020 года, получают в полном объеме неиспользованные налоговые льготы, отмененные для участников особых экономических зон с 1 января 2020 года на срок от трех до десяти лет с момента их регистрации. Кроме того участники особых экономических зон имеют право отсрочить погашение НДС и таможенных пошлин, связанных с изготовлением или ввозом комплектующих, сырья и материалов для собственных нужд на срок до 120 дней без процентов, а сумма превышения НДС возмещается им в течение 7 дней.
В обращениях предпринимателей часто указывалась проблема недостаточной развитости инфраструктуры энерго-, газо, - водоснабжения, необходимой для создания производства на местах. Другая проблема, на которую жалуются предприниматели, заключается в том, что для малых предприятий предъявляются те же требования к подключению к электросетям, что и для крупных предприятий.
На решение проблемы обеспечения доступности инфраструктуры для инвесторов было направлено Постановление Президента от 25 августа 2021 года «О мерах по обеспечению инвестиционных проектов внешней инфраструктурой». Согласно этого документа, с 1 октября за счет средств госбюджета будут обеспечены необходимыми внешними инженерно-коммуникационными сетями проекты инвесторов стоимостью более 200 млрд сумов, включенные в инвестиционные программы. При этом доля их собственных средств должна составлять не менее 25%. На работы, связанные с электросетями бюджетные ссуды выделяются компаниями «Региональные электрические сети» и АО «Национальные электрические сети Узбекистана», а на работы, связанные с сетями природного газа — «Узтрансгаз» и «Худудгазтаъминот». Работы по строительству и ремонту автомобильных дорог производятся за счет фондов по развитию автомобильных дорог при Министерстве финансов Каракалпакстана и главных управлениях финансов областей и Ташкента.
Достаточно сложную проблему для бизнеса представляет процесс подключения к электросетям. С целью решения этой проблемы 31 августа 2021 года вышло Постановление Президента «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по подключению юридических и физических лиц к электрической сети», в соответствии с которым с 1 января 2022 года подключение юридических и физических лиц к электросети будет осуществляться в соответствии с новым регламентом через центры госуслуг, ЕПИГУ и онлайн-платформу. Уменьшается количество этапов по подключению потребителей с присоединенной мощностью до 50 КВт с четырех до одного и с четырех до двух по потребителям с присоединенной мощностью более 50 кВт. Срок подключения предпринимателей к сети - 10 дней для мощности до 20 киловатт и 20 дней для мощности до 50 киловатт.
Кроме того, в ходе диалога Президентом была поставлен задача завершение замены 4 000 трансформаторов, 35 подстанций и 15 000 км сетей в регионах, введение в эксплуатацию 8 тепловых и солнечных электростанций общей мощностью 1800 мегаватт до конца этого года. По последним данным к настоящему моменту модернизировано 2 727 трансформаторов, 33 подстанции и 9 152 км линий электропередачи, а также введены в эксплуатацию две электростанции общей мощностью 137 МВт.
Для повышения качества в стране металла, широко используемого бизнесом, 17 сентября Кабинет Министров принял постановление «О мерах по расширению производства металлопроката, используемого в строительстве», которым предусматривается упорядочение технического регулирования качества местного и импортного проката, реализуемого на внутреннем рынке. С 1 ноября 2021 года вводятся требования к производителям проката для строительства, включающие обработку стали после ее плавки в индукционной печи в агрегате по комплексной переработке, а также наличие на производственных предприятиях аккредитованных испытательных лабораторий.
Сдерживает развитие бизнеса также ограниченная доступность земельных участков, в связи с чем на встрече с бизнесом были подняты вопросы совершенствования механизмов землеотвода, создания возможностей ее использования в качестве ликвидного актива и залога. Было намечено продать на аукционной основе не менее 1000 земельных участков в каждом районе. На сегодняшний день на торги уже выставлено 144,9 га земли и 3 510 земельных участков.
Важное значение для развития экономики Узбекистана на настоящем этапе имеет наращивание экспортного потенциала и развитие экспорта, так как внутренний рынок является ограниченным. Поэтому для поддержки бизнеса, наращивающего свои экспортные возможности, 6 сентября был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по стимулированию предприятий-экспортеров».
Согласно этого указа с 1 октября 2021 года Агентством продвижения экспорта предоставляются финансовые ресурсы в размере до 5 миллионов долларов США на срок до одного года для кредитов на торговые операции, связанные с экспортом, и предэкспортное финансирование через коммерческие банки тем предприятиям, годовой объем экспорта которых превышает 20 миллионов долларов США. Кроме того предоставляется возможность отсрочки на 120 дней уплаты таможенных платежей для предприятий, экспортировавших готовую текстильную продукцию на сумму более 1 миллиона долларов США в течение последних двенадцати месяцев, а также при ввозе ими комплектующих изделий, сырья и материалов для основного и вспомогательного производств.
Тем же указом до 31 декабря 2021 года было приостановлено применение штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям, а также взыскание штрафных санкций, наложенных до вступления в силу этого Указа. А с 1 октября 2021 года отменено требование получения национального сертификата при импорте сертифицированного оборудования, комплектующих, сырья, измерительных и транспортных средств, химических реагентов и подъемных механизмов из стран, имеющих высокую систему качества и контроля. Также для экспорта проса, муки и порошка из сушеных бобовых культур, а также муки и порошка из фруктов и орехов отменена необходимость получения разрешение Президента или Кабинета Министров.
Важное значение для повышения конкурентоспособности бизнеса, в том числе и на внешних рынках, имеет широкое использование бизнесом информационных технологий. На встрече Президента с бизнесом также шла речь о вовлечении частного сектора в систему обучения в сфере IT, создании модельной системы обучения молодежи в сфере информационных технологий. 31 августа было принято Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по поощрению молодых специалистов в области информационных технологий и компьютерного программирования».
Согласно постановления образованы венчурный фонд в форме ООО при АО «Алокабанк» с уставным фондом в размере 25 млрд сумов и «Центр развития IT-знаний» в форме ООО с уставным фондом в размере 10 млрд сумов. Центром организуется целевая подготовка специалистов в области информационных технологий, компьютерного программирования и финансирования стартап-проектов за счет средств Министерства инвестиций и внешней торговли и Фонда поддержки молодых предпринимателей. Претендовать на целевое обучение в образовательных учреждениях за счет средств Центра может гражданин Узбекистана в возрасте от 16 до 35 лет.
В заключение стоит сказать, что вышеприведенный перечень принятых мер в сфере решения проблем развития бизнеса в столь сжатый сроки, прошедшие с момента проведения диалога, выглядит весьма впечатляющим. Видимо, можно констатировать, что реформы в этом направлении обрели новую динамику. Введение новых мер в обозначенные в указах и постановлениях сроки, позволит значительно улучшить бизнес – климат в стране, облегчит предпринимательскую деятельность и будет способствовать ускорению динамики развития бизнеса, а значит и росту экономики и повышению уровня жизни и благосостояния граждан.
Виктор Абатуров, ЦЭИР