CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Превращая вызовы в возможности

Продовольственная безопасность является одним из главных факторов стабильности социально-экономического развития государства. В условиях кризиса пандемии, помимо борьбы с распространением коронавируса, государства всего мира озабочены недопущением дефицита продовольствия из-за карантинных ограничений.

Узбекистан – одна из немногих стран, сумевших не только быстро предпринять меры по недопущению распространения вируса среди населения, но и успешно мобилизовать свой агропродовольственный сектор с тем, чтобы не только не допустить перебоев в обеспечении населения продовольствием, но и предпринять усилия по задействованию своего высокого экспортного потенциала на продовольственных рынках. Это стало возможным как благодаря широким реформам последних лет в области сельского хозяйства и агропродовольственного сектора, так и оперативно принимаемым решениям в период карантинных ограничений.

Реформы последних лет

В 2019 году в структуре ВВП (ВДС) Узбекистана удельный вес сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 28,1%. Доля занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве составила 26% от занятых. В стране уделяется большое внимание стратегическому развитию сельского хозяйства, которое является одним из важнейших секторов занятости и роста доходов. Еще задолго до пандемии коронавируса COVID-19 начался процесс коренного реформирования отрасли сельского хозяйства. Принимались последовательные меры по реформированию аграрной отрасли, внедрению в сферу рыночных механизмов и современных технологий. Развитие сельского хозяйства приняло стратегический характер.

Как известно, продовольственная безопасность страны складывается из следующих четырех измерений: 1) наличие и достаточность продуктов питания; 2) уровень их доступности и потребления; 3) использование и уровень качества и безопасности продуктов питания и 4) стабильность предыдущих трех измерений. В Узбекистане по всем этим четырем направлениям последовательно создается прочная база. Кроме сахара, муки и растительного масла, Узбекистан, по сути, не зависит от импорта продуктов питания.

23 октября 2019 г. был принят Указ Президента № УП-5853 от «Об утверждении стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», которая охватывает девять стратегических приоритетов. Первым из них является обеспечение продовольственной безопасности населения.

За последние годы в этом направлении были значительно расширены посевные площади и приняты необходимые меры по обеспечению внутреннего рынка качественной продукцией и повышению экспортного потенциала страны посредством увеличения объемов производства продовольственной продукции. Также принимаются практические меры по специализации районов на плодоовощеводстве, объединению производителей продукции в плодоовощеводческие кластеры и кооперации.

Еще одним стратегическим приоритетом развития сельского хозяйства Узбекистана стало снижение роли государства и повышение инвестиционной привлекательности сектора для частных инвесторов. В этом плане важное значение имел полный отказ от государственных закупок, кроме объемов, необходимых для осуществления интервенций зерновых колосовых, направленных на обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке. Были реализованы меры, направленные на создание продовольственных резервов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае возможного возникновения угрозы продовольственной безопасности страны.

Одними из важных направлений укрепления продовольственной безопасности являлись меры, нацеленные на реализацию потенциала приусадебных участков домохозяйств, которые обладают значительными резервами в производстве продуктов питания. Были созданы Министерство по поддержке махалли и семьи и его территориальные органы, а при сходе граждан махалли введена новая специальная должность ответственного за развитие приусадебных земельных участков. Созданы Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и его территориальные подразделения.

Для того, чтобы обеспечить население семенами и рассадой и для оказания сельскохозяйственных услуг была налажена деятельность 244 предприятий «Томорка хизмат». Для реализации новых проектов по развитию приусадебных участков из бюджета республики были выделены 350 миллиардов сумов, а при Совете фермеров Узбекистана налажена работа специального фонда. То есть была создана целостная система по обеспечению приусадебных участков материально-техническими ресурсами, финансированию и контролю посевного процесса, чего не было в предыдущие годы.

В результате в Узбекистане стала формироваться продовольственная система, устойчивая к внешним потрясениям и шокам и способная при любых обстоятельствах и в любой момент времени обеспечить каждому гражданину физический и экономический доступ к достаточным по количеству и безопасным продуктам питания. Так, одним из свидетельств успешности проводимой в этом направлении политики является улучшение позиции Узбекистана в рейтинге стран мира по уровню продовольственной безопасности. Так, по индексу продовольственной безопасности (The Global Food Security Index), по версии аналитического агентства The Economist Intelligence Unit, в 2019 г. Узбекистан поднялся на 9 позиций, по сравнению с 2018 годом (80-е место), заняв 71-е место в мире.

Экстренные меры карантина

Тем не менее, пандемия несла с собой определенный вызов и в отношении продовольственной безопасности. И главными задачами, требующими решения, явились проблемы достижения стабильного обеспечения продовольствием уязвимых слоев населения и предотвращение резких колебаний цен и объема продукции.

В этих целях Указами Президента № УП-5969 от 19 марта 2020 г. и № УП-5978 от 3 апреля 2020 г. были предусмотрены следующие меры. Определены перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупок по импорту и осуществления интервенций и установлен жесткий контроль за недопущением искусственного завышения цен на социально значимые продовольственные товары. До 31 декабря 2020 года были установлены нулевые ставки акцизного налога при ввозе на территорию Республики Узбекистан ряда агропродовольственных товаров, в частности, мяса, рыбы, молока, муки, подсолнечного масла и других.

1 мая 2020 г. было принято Постановление Президента № ПП-4700 «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и государственной поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии», которым утверждена «дорожная карта» реализации соответствующих мер.

Главный вызов продовольственной безопасности в весенне-полевом сезоне 2020 г. состоял в том, чтобы фермеры и дехкане своевременно посадили и собрали урожай. Правительство предприняло необходимые меры, чтобы весенняя посевная прошла успешно и в срок, чтобы работники сельского хозяйства могли свободно передвигаться, новый урожай плодоовощной продукции был собран и вовремя доведен до потребителей.

Для решения указанных задач был создан республиканский штаб для оперативного решения вопросов, связанных с кредитами, семенами, удобрениями, водой, транспортом и экспортом. Чтобы не допустить срывов в поставках семян сельскохозяйственных культур, были организованы чартерные рейсы для их доставки. В 55 районах, специализирующихся на плодоовощеводстве, были открыты специальные магазины удобрений с налаживанием прямой реализации минеральных удобрений.

Для обеспечения субъектов сельского хозяйства денежными средствами на посевной период 2020 г. были приняты следующие меры:

- для оборотного капитала плодоовощеводческих кластеров коммерческим банкам было поручено выделить 258 млрд. сумов кредита (до этого было выделено 31 млрд. сумов);

- коммерческим банкам было поручено ввести краткосрочные (на 3-12 месяцев) кредиты под залог произведенного и предназначенного для экспорта урожая;

- из средств, выделяемых на обеспечение ликвидности коммерческих банков, по меньшей мере 2 триллиона сумов поэтапно должны быть направлены на кредиты на оборотный капитал.

Важной проблемой являлась доставка потребителям в условиях карантина свежей плодоовощной продукции, на которую приходятся 60-70% экспорта Узбекистана. В условиях пандемии, чтобы обеспечить беспрепятственный экспорт плодоовощных культур, был создан постоянный штаб по оказанию содействия погрузке продукции и ее перемещению через границу. Отечественным предприятиям предоставили субсидии на компенсацию до 50% затрат на транспортировку грузов при экспорте автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. На это было выделено дополнительно 50 млрд. сумов из средств Антикризисной программы.

Благодаря принятым мерам, несмотря на то, что жесткие карантинные ограничения пришлись на период весенней посевной кампании, все это время в полном объеме удовлетворялся внутренний спрос на продовольственные товары. Полки в продовольственных магазинах и прилавки базаров были заполнены продукцией, в махаллях организовывались продуктовые ярмарки, а продавцы активно занимались доставкой продуктов питания на дом. Во время карантина не было зафиксировано ни одного случая долговременного дефицита какой-либо продовольственной продукции.

Укрепляя конкурентные преимущества

Однако принятые за время карантина меры направлены не только на бесперебойное обеспечение населения продовольствием в настоящий момент. Продукция сельскохозяйственного сектора Узбекистана обладает весомыми конкурентными преимуществами и на внешних рынках. К примеру, доходы от экспорта продукции плодоовощеводства выросли более чем в четыре раза – с примерно 373 млн. долл. в 2006 г. до 1,5 млрд. долл. в 2019 г. И принятые в текущем году меры были направлены также на укрепление конкурентных преимуществ сельскохозяйственного сектора, реализацию его экспортного потенциала.

Плодоовощеводство. Во время карантинных мероприятий перед сектором плодоовощеводства была поставлена задача увеличить в 2020 г. объем производства в два раза. «Локомотивами» в решении этой задачи должны стать 55 районов, специализирующихся на производстве продукции плодоовощеводства, 86 кластеров и 125 коопераций по производству продовольственных товаров.

Увеличение объемов производства в 2 раза предполагает прежде всего эффективное использование земель. Поэтому в 2020 г. было запланировано засеять основные сельскохозяйственные земли площадью 136 тыс. га, а также дополнительно 63 тыс. га земли основного междурядья, а также междурядья садов и виноградников. Предусмотрено возвращение в севооборот 124 тыс. га земель за счет использования подземных вод. Кроме того, в республике можно дополнительно освоить еще 155 тыс. га богарных земель путем низкозатратного водоснабжения. Для освоения богарных земель из средств Фонда садоводства и виноградарства выделены 300 млрд. сумов.

Предусмотрены и меры фискального стимулирования, осуществляемые по двум направлениям. По первому направлению созданные сады и виноградники, а также теплицы будут переданы населению на 3-летний льготный период и на основе лизинга – на 7-летний период. По второму – право аренды освоенной земли может быть продано на 5-10-летний период при условии выращивания конкретного вида продовольственной продукции. Также была введена система финансирования производства и закупки фруктов и овощей, аналогично закупке хлопка и зерна.

Постановлением Президента № ПП-4709 от 11 мая 2020 г. «О дополнительных мерах по специализации регионов республики на производстве сельскохозяйственной продукции» было поручено разработать показатели специализации отдельных территорий республики на овощеводстве, картофелеводстве, бахчеводстве, зернобобовых культурах и лекарственных растениях, а также тепличных хозяйствах в 2020-2022 годах. Кроме того, на период с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года освобождены от таможенных пошлин семена, саженцы и подвои, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, современные энергосберегающие теплицы и комплектующие к ним, системы капельного и дождевального орошения, ввозимые из-за рубежа.

Животноводство. В условиях пандемии также был принят ряд важных для развития животноводства решений. Для увеличения производства кормов было поручено запустить не менее 70 предприятий по производству промышленных кормов, а для обеспечения этих предприятий сырьем было поручено освоить полностью 38 тыс. га богарных и пастбищных земель с внедрением водосберегающих технологий.

В Кунградском районе Республики Каракалпакстан были внедрены животноводческие «семейные кооперации» на 1200 голов крупного рогатого скота и стоимостью 25 млрд. сумов. Этот опыт будет распространен в других областях республики. До 1 сентября 2020 г. было поручено полностью ввести в действие работу 74 семейных коопераций в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях.

За 5-6 лет Узбекистан намерен полностью обеспечить себя полноценным племенным КРС как за счет импортных, так и за счет внутренних племенных пород. В этих целях поручено до конца года в каждой области создать специальные хозяйства и организовать подготовку и поставку в них не менее 6 тысяч голов племенного КРС.

Птицеводство. В области птицеводства поставлена задача увеличить обеспеченность отрасли кормами и развивать кооперацию крупных птицефабрик с местными домохозяйствами. Так, в Улугнорском, Бухарском, Самаркандском и Ургенчском районах республики внедряется система, согласно которой крупные птицефабрики раздают цыплят домохозяйствам, обеспечивают их кормами, а затем централизованно закупают у них птицу на мясо. Для домохозяйств, участвующих в кооперации, на период взращивания птиц (40 дней) из средств Фонда общественных работ выплачиваются стимулирующие выплаты в размере 500 тыс. сумов.

Рыбоводство. В 2019 г. было произведено 200 тыс. тонн рыбы. В 2020 г. поставлена задача увеличить и довести объем производства рыбы минимум до 350 тыс. тонн. Основным источником увеличения производства рыбы должно стать интенсивное рыбоводство, которое до сих пор недостаточно широко использовалось. Так, из 38 тыс. га действующих искусственных водоемов лишь в 242 га (или 0,6%) организовано интенсивное рыбоводство.

В целях его стимулирования внедряются дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от эффективности эксплуатации искусственных водоемов, а также вводится субсидия в размере 1 млн. сумов за 1 тонну рыбы, выращенной интенсивным методом. В каждой области республики как минимум один район будет специализироваться на рыбоводстве. Для создания таких 10-15 интенсивных рыбоводческих ферм и 1 перерабатывающего предприятия будут выделены специальные кредиты.

Пчеловодство. В 2019 г. в Узбекистане было произведено 19 тыс. тонн меда. В условиях пандемии коронавируса была поставлена задача увеличить производство меда и производных из него продуктов в 5 раз. Для этого хотя бы в одном районе каждой области будут организованы кластерные пчеловодческие предприятия. До конца 2020 г. будет организовано производство меда в лесных хозяйствах путем организации дополнительно 16,5 тыс. новых ульев.

Кролиководство. Согласно Концепции развития кролиководства в Узбекистане, подготовлена программа по запуску в 2020-2024 годах на территории республики кролиководческих кластеров. Первый кролиководческий кластер с 150 тысячами голов крольчих уже создан в Кашкадарьинской области. Благодаря программе развития кролиководства, к 2024 году республика полностью откажется от импорта породистых кроликов разных видов. Производство диетической крольчатины в республике может достигнуть 28 тысяч тонн в год.

Заключение

Природно-климатические условия и экономические возможности Узбекистана способствуют увеличению производства продукции, востребованной на мировых рынках агропродовольственных товаров. Географическое расположение Узбекистана позволяет воспользоваться крупными и растущими рынками для продукции плодоовощеводства в стране и за рубежом. Однако Узбекистан далеко не в полной мере реализует свой потенциал на международных рынках. В этом ключе является весьма показательным, что страна не просто успешно справляется с кризисом пандемии, не допуская срывов в поставках продуктов питания, но и стремится реализовать имеющиеся большие резервы и возможности по увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции.

Примечательно, что меры, предпринятые правительством страны, позволили превратить складывающиеся вызовы в возможности с тем, чтобы мобилизовать отрасль сельского хозяйства и укрепить национальную продовольственную систему.

Нодира Курбанбаева, ЦЭИР

Экономическое обозрение №6 (246) 2020

...