Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, принятые в 2017 году, способствовали ускоренному переходу национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень, пишет Мухаммад Бабаджанов, Центр экономических исследований и реформ.
Развитие сферы оказания государственных услуг населению можно условно разделить на два этапа, в котором первый этап включает период с 1991 года по 2017 год, а второй начинается с 2017 года и длится по настоящее время.
На первом этапе уровень оказания государственных услуг во многом не соответствовал ожиданиям и требованиям граждан и предпринимателей, характеризовался высоким уровнем бумажной бюрократии и не способствовал повышению доверия к системе государственного управления.
На втором этапе развития оказания государственных услуг благодаря реализуемым реформам, произошли колоссальные изменения, усовершенствовалась вся система оказания государственных услуг, четко налажена межведомственное взаимодействие, устранена чрезмерная бюрократия и бумажная волокита.
Начиная с 2017 года в Узбекистане начало действовать Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (по всей республике функционируют 205 центров государственных услуг и 115 филиалов в отдаленных районах), до которого подобная практика не существовала.
Агентство государственных услуг, с момента его создания, начало реализацию единой государственной политики в области оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам, устранять избыточные административные процедуры, развивать межведомственное электронное взаимодействие.
Так, если в период с 1991 по 2016 годы 16 видов государственных услуг предоставлялись только для субъектов предпринимательства, то начиная с 2017 года по 2020 годы созданы условия для пользования как юридическим, так и физическим лицам 157 видами государственных услуг, т.е. виды государственных услуг, предоставляемых по принципу «Единое окно», увеличены в 10 раз. Иными словами, можно сказать, что количество государственных услуг, предоставляемых по принципу «единое окно» увеличивается быстрыми темпами.
По сравнению с периодом с 1991 по 2016 годы, когда количество документов, необходимых для получения государственных услуг составляло 167 шт., то в период с 2017 по 2020 годы они сократились вдвое и их количество составило 79 шт.
Немаловажным фактором, влияющим на удовлетворенность пользователей государственными услугами, является сроки их оказания. В период с 2017 по 2020 годы по сравнению с 1991-2016 годами сроки оказания государственных услуг сократились на 45%.
Наряду с этим, в настоящее время через Единый портал интерактивных государственных услуг предоставляется доступ к 279 видам электронных государственных услуг (70 из которых предоставляется в автоматическом режиме, и 209 в полуавтоматическом режиме). В первом полугодии 2021 года через Единый портал интерактивных государственных услуг оказано более 2,3 млн государственных услуг, что позволило сэкономить более 18 млрд сумов.
Вместе с тем, постоянное увеличение численности населения и количества субъектов предпринимательства, обращающихся государственным ведомствам для получения государственных услуг, требовало внедрения действенной системы контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.
В этой связи, согласно Распоряжению Администрации Президента Республики Узбекистан перед Акселератором социально-экономических реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан была поставлена задача создать систему измерения уровня удовлетворенности граждан услугами, предоставляемыми государственными органами.
Акселератором была сформирована рабочая группа из числа экспертов министерств и ведомств и был изучен опыт зарубежных стран - Канады, России, Казахстана, и ОАЭ.
На основе изученного зарубежного опыта Акселератор разработал и запустил интерактивный портал для оценки качества оказания государственных услуг гражданам Республики Узбекистан. Оставить свою оценку о госуслуге на можно на сайте https://baho.gov.uz/ru.
Граждане могут оставить свой отзыв о госуслуге (по шкале от 1 до 5) через данный портал по специальному QR-коду, установленному на территории оцениваемой организации, на основе 5 критериев:
- соблюдение сроков;
- компетентность сотрудников;
- соблюдение правил этикета;
- справедливость;
- наличие необходимых условий для обращения.
Каждая выставленная гражданами оценка предоставляемых государственных услуг влияет на общий рейтинг государственного ведомства. Чем больше оценок будет накапливаться у государственного ведомства, тем объективнее будет его оценка.
Выставляемые пользователями оценки в режиме онлайн отражаются на платформе.
Все желающие могут следить за рейтингом определенного государственного ведомства.
Понижение рейтинга является негативным сигналом для сотрудников и руководства оцениваемого государственного ведомства. Государственные ведомства, у которых рейтинг понижается, должны принять соответствующие меры по исправлению ситуации.
На сегодняшний день в тестовом режиме в г. Ташкенте к порталу подключено 223 учреждения, в которых установлены специальные QR-коды. В частности, оставить свой отзыв о госуслуге на можно в:
- 44 учреждениях МВД (центры замены паспортов на ID-карты, оформления выездных паспортов, получения водительских прав, обязательного технического осмотра транспортных средств, получения государственных номеров транспортных средств);
- 167 учреждениях сферы здравоохранения (научно-практические медицинские центры республиканского уровня, семейные поликлиники и больницы);
- 12 филиалах АО «Худудий электр тармоклари» (энергосбытовые компании).
По состоянию на 19 октября т.г. общее количество оценок на платформе BAHO.GOV.UZ составило 3910, из которых 3205 были положительными, 705 – отрицательными, а средняя оценка составляет 4.3.
В настоящее время ведется работа по популяризации деятельности портала среди населения и общественности, принимаются меры по повышению вовлечения населения в процесс оценки качества предоставляемых государственных услуг, а также расширить деятельность портала охватив все остальные министерства и ведомства по всей республике.
Мы верим, что данная платформа станет эффективным инструментом общественного мониторинга системы предоставления государственных услуг.
Мухаммад Бабаджанов, ЦЭИР