В Узбекистане решением Специальной республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом были усилены карантинные ограничения на период с 10 июля по 1 августа. Зачем это потребовалось?
Надо сказать, что ситуация с коронавирусом в последнее время усложнилась не только в Узбекистане, но и во всем мире. Все больше стран вновь вводят ранее отмененные ограничения, чтобы ослабить распространение инфекции. В Китае закрываются отдельные города и районы, в США возвращают карантинный режим отдельные города и штаты, в ряде европейских стран также частично восстанавливаются отмененные ограничения. То же самое происходит и в нашем регионе. В Казахстане на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации власти пошли на повторное ужесточение карантинных мер. В Армении усилен «масочный режим», вновь закрылись сотни магазинов, аптек, салонов красоты и кафе. В Азербайджане из-за усугубления ситуации карантин продлён еще на две недели.
Что происходит в Узбекистане? Благодаря строгим и объективно необходимым ограничениям, которые действуют сейчас, Узбекистану удалось избежать взрывного и неконтролируемого роста заболеваемости. В отличие от соседних стран, и даже от Европы и США, удалось избежать дефицита и массового ажиотажа на предметы первой необходимости. Все это стало возможным благодаря оперативно принятым мерам стабилизации ситуации и контролю над рынком продовольствия, лекарств, антисептических и дезинфицирующих средств.
Тем не менее, ослабление карантинного режима имело своим следствием рост числа заражений. Если в период строгого карантина с 16 марта по 10 мая число заболевших составило – 2 418, с приростом 0,007% в день, то после ослабления карантина с 10 мая по 9 июля число заболевших составило 9 029, прирост – 0,03% в день. С ослаблением карантинных требований в первую неделю июля число зараженных коронавирусом увеличилось на 2167 человек. Из них 1 267 (58%) случаев были выявлены среди населения. Если в мае среднесуточно регистрировали 51 случай, то в июне уже 163. С начала июля в день в среднем выявляется по 324 заразившихся.
Но возобновление ограничительных мер, пусть и не в таком масштабе, как прежде, все же может негативно сказываться на экономике и доходах населения. Какой эффект следует ожидать от этих мер?
Нынешний этап ограничительных мер объективно не сравним с предыдущим. Ограничительные меры касаются в основном сферы услуг, общепита, то есть отраслей в основном связанных с массовым скоплением людей. Цель предпринимаемых в настоящее время мер - замедлить распространение вируса. Чем меньше людей заражаются одновременно, тем лучше будет протекать лечение тяжелобольных пациентов. Наиболее эффективным средством является временной фактор. Масштабной приостановки экономики не будет. Повального снижения экономической активности не стоит ожидать. Напротив, к сентябрю планируется обеспечить функционирование минимум 70% приостановленных предприятий, а к концу года – всех указанных субъектов.
В срочном порядке по заданию правительства ЦЭИР разрабатывает новые возможные сценарии развития ситуации, которые могут последовать после полной отмены ограничительных мер, в числе которых и высокая вероятность повторных волн заболеваемости вплоть до 2021 г. Об этом говорится в нашем прогнозе.
Пандемия еще не скоро отступит, а экономическая активность будет следовать за эпидемиологической ситуацией. Могу сказать, что если не усилить карантинные меры, в связи с началом новой волны эпидемии, то согласно прогнозам ЦЭИР количество инфицированных коронавирусной инфекции к декабрю этого года может достигнуть почти 64 тысяч заболевших. Вместе с тем на содержание этих больных нужно будет выделить дополнительно 3,6 трл. сум. На сегодняшний день уже потрачено порядка 5,5 трл. сум из Антикризисного фонда. Аналитики ЦЭИР считают данный сценарий наиболее верным из рассматриваемых вариантов развития кризиса.
Эффект усиления карантинных мер мы сможем посчитать уже через 15-20 дней. Все будет зависеть от того, как мы будем соблюдать эти меры. Безусловно, экономике придется трансформироваться и адаптироваться к новым рискам, вместе с тем открываться и закрываться в зависимости от числа заболевших граждан.
Предусмотрены ли при возвращении ограничительных мер дополнительные меры поддержки для социально уязвимых групп?
Да, предусмотрена. Решением республиканской комиссии было принято решение о поддержке примерно 120 000 особо нуждающихся семей в течение 20-дневного карантинного периода, которым будут бесплатно предоставляться продукты питания, лекарства и предметы первой необходимости. Будут созданы спонсорские, благотворительные координационные и волонтерские центры для целевого распределения и предоставления финансовой помощи.
Поддержка будет оказываться одиноким пожилым людям, многодетным семьи с ограниченными возможностями получения доходов, тяжело больным, вдовам, воспитывающим двух или более детей; семьям, в которых родители являются инвалидами и семьям, воспитывающим сирот. Поддержка также будет оказываться семьям, в которых один или оба родителя являются безработными и семьям, в которых есть работоспособные члены, но они временно лишены дохода из-за пандемии.
Насколько успешно, на Ваш взгляд, Узбекистан справляется с пандемией в сравнении с другими странами?
В Узбекистане благодаря своевременно принятым первоначальным карантинным мерам ситуация вокруг COVID-19 в разы лучше, чем в соседних странах, СНГ и по миру в целом. И это неоспоримый факт. Печальная статистика отдельных стран с ежедневными потерями граждан, исчисляемых в сотнях и тысячах, не затронула Узбекистан. Количество заразившихся в пропорциональном соотношении к численности населения по сравнению с другими государствами минимально. По показателю числа заболевших на 100 тыс. человек Узбекистан занимает последнее место среди стран СНГ – 35 чел. Для сравнения в России этот показатель составляет – 484 чел., Беларуси – 681 чел., Казахстане – 291 чел., Кыргызстане – 143 чел., Армении – 1024. При населении 34 млн. человек число заболевших в Узбекистане почти в 5 раз меньше, чем в Казахстане, где население составляет 18,5 млн. чел. Уровень смертности в нашей стране один из самых низких в мире – 0,4%. Это почти в три и два раза ниже, чем в соседних странах – Кыргызстане и Казахстане. В России этот показатель – 1,5%, США – 4%, Бразилии – 3%, Индии 3%.
Проведенные Вами сопоставления с другими странами в сдерживании коронавируса действительно впечатляют. Как этого удалось добиться в нашей стране?
Государство полностью взяло на себя расходы по сдерживанию, выявлению и лечению граждан от коронавируса. В целом на расходы по борьбе с распространением короновирусной инфекции направлено 1,7 трлн. сум. При этом расходы на лечение одного больного средней тяжести – 32,3 млн. сум (3 200 долл.), а находящегося в реанимации 64,4 млн. сум (6 300 долл.). Кстати, по подсчетам FAIR HEALTH, в США лечение от коронавируса обойдется американцу без страховки в 73,3 тыс. долл., а застрахованному 38 тыс. долл. Известен также случай, когда счет за лечение коронавирусного больного составил свыше 1 млн. долл.
За счет выделенных средств удалось существенно укрепить потенциал здравоохранения. Были направлены ресурсы на приобретение индивидуальных средств защиты, аппаратов ИВЛ, другого медоборудования в больших количествах. К примеру, было закуплено 878 тыс. ед. защитных комбинезонов, что позволило сохранить здоровье медицинского персонала. Нам удалось избежать массового инфицирования врачей. Например, в Нью-Йорке такое развитие событий привело к тому, что в некоторых клиниках число медперсонала упало до критически низкого уровня.
Наряду с этим было перепрофилировано 16 медучреждений. В городе Ташкенте функционируют 16 лечебно-профилактических учреждений с общим количеством коек 4 637, из которых 3 580 коек отведены для больных с COVID-19. В областях республики для больных с COVID-19 выделены – 3 367 коек, а также в 22 лечебно-профилактических учреждениях выделено 7 130 резервных коек. Кроме того, введён в строй новый инфекционный стационар в Зангиатинском районе Ташкентской области на 1 тыс. коек.
До настоящего времени из Антикризисного фонда на лечение инфицированных коронавирусом, содержание граждан в карантине, приобретение систем тестирования израсходовано 746 млрд сумов.
Пандемия имеет не только медицинский аспект, но и сопровождается негативными социально – экономическими последствиями. Какие меры принимались в этих направлениях?
С марта по июнь т.г. в республике было принято 14 указов и постановлений главы государства, направленных на смягчение последствий от пандемии на уровень жизни населения и отрасли экономики. В результате более 500 тыс. субъектов предпринимательства и свыше 8 млн. граждан получили льготы и преференции на сумму около 30 трлн. сумов. Подобные масштабы поддержки оказались возможными благодаря созданию в марте месяце антикризисного фонда в размере 10 трлн сумов и другим многочисленным мерам.
Необходимо подчеркнуть, что деятельность Антикризисного фонда прозрачна и дает полное представление о том сколько средств и на что направляется. Так, на сегодняшний день расходы Антикризисного фонда при Министерстве финансов составляют 5 293 млрд. сум. Из них расходы на борьбу с распространением коронавирусной инфекции составляют 746 млрд, на финансирование дополнительных инвестиционных проектов - 1 741 млрд, на социальную поддержку населения - 641 млрд, поддержку отраслей экономики - 2 166 млрд сум.
Если же говорить о финансировании из всех привлеченных источников, то общая стоимость принятых мер по поддержке населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии оценена в размере 62,6 трлн. сумов (более 6,13 млрд долл.). Это действительно колоссальные средства.
Резкий спад в экономике Узбекистана наблюдался в апреле месяце, а уже в мае начались восстановительные процессы. Как этого удалось добиться?
Центр экономических исследований и реформ изучил меры, предпринятые в период пандемии в более чем 165 странах мира. У каждого государства выработаны свои модели, исходя из возможностей экономики. В борьбе с кризисом решающее значение будет иметь господдержка, и не только в виде субсидий или прямых выплат, но и в первую очередь снижения и освобождения от налогов и платежей. Сейчас Узбекистан поддерживает данный вариант поддержки экономики: налоговые и таможенные льготы и отсрочки, ограниченные прямые субсидии.
Государство осознанно приняло на себя большинство экономических и финансовых издержек, в целях минимизации ущерба для экономики, в первую очередь малого и среднего бизнеса в период нестабильной эпидемиологической ситуации в стране и мире. Отраслям экономики было предоставлено 2,3 трлн. сумов налоговых льгот и выделено из Антикризисного фонда на их поддержку 3,6 трлн. сумов. Масштабы этой поддержки сложно оценить людям, непосредственно не связанным с бизнесом, с руководством предприятий, но и именно за счет нее большинство людей сохраняют свои рабочие места и сдерживается рост безработицы.
Учитывая, что в стране малые и средние предприятия производят 54% ВВП и обеспечивают 76% занятости, продолжают приниматься меры по поддержке малых и средних предприятий, включая отказ от налога на имущество и земельного налога на период с 1 июня по 1 сентября.
Важной проблемой в условиях пандемии не только в Узбекистане, но и во всем мире является сокращение рабочих мест, рост безработицы и падение жизненного уровня населения. Что делается для предотвращения этого?
Для стимулирования занятости, сохранения рабочих мест и доходов населения уже очень многое сделано. За счет Фонда общественных работ по временной занятости трудоустроено около 230 тыс. безработных граждан. Более 33 тыс. семей обеспечены занятостью за счет механизма субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов. 3 тыс. безработных были трудоустроены за счет субсидий на развитие предпринимательства, а 20 тыс. безработных получили пособия по безработице. Были обеспечены занятостью и постоянным доходом за три месяца работы374 тыс. граждан. В целях материальной поддержки 27 тыс. безработных граждан на выплаты им пособий было направлено 10 млрд. сум.
Без внимания не остались и социально уязвимые категории граждан. Главное остается неизменным – защита здоровья граждан, выполнение взятых на себя социальных обязательств. На основе специального обследования были выявлены 583 тыс. «бедных семей», нуждающихся в материальной поддержке, которым, в частности, в рамках общенародного движения «Саховат ва кўмак» оказана материальная поддержка в размере свыше 307 млрд. сум.
На социальную поддержку населения, особенно малоимущих семей, а также вовлечение незанятого населения в общественные работы направлено 279,6 млрд. сум. Количество получателей социальных пособий увеличено с 595 тыс. до 723 тыс. семей или на 21%. С целью создания новых рабочих мест и повышения доходов граждан в 2020 г. объем выделенных кредитов в рамках программы развития семейного предпринимательства составит 4 трлн. сум.
Вместе с тем, на совещании 8 июля глава государства сообщил, что работа по сокращению бедности продолжается, он отметил о необходимости трудоустройства представителей не менее 257 тысяч малообеспеченных семей и предоставления кредитов 37 тысячам семьям в рамках программ семейного предпринимательства.
В Узбекистане достаточно значительный неформальный сектор экономики, занятые в котором не имеют доступа к каналам социальной поддержки. В связи с чем оказались в сложной ситуации. К этой же категории можно отнести массово возвращающихся на родину трудовых мигрантов. Как решаются вопросы поддержки этих групп населения?
Именно на их поддержку направлены принятые недавно решения. С 1 сентября в Узбекистане появится новая категория деятельности физических лиц — самозанятые. Это кардинально новый статус для физлиц, которые сейчас выполняют работы и услуги в теневой экономике — их вознаграждение не облагается налогами. Государство дает им шанс выйти из тени, зарегистрироваться в качестве самозанятого и получать льготы и преференции с обретением нового статуса.
Временные трудовые удостоверения будут выдаваться по 24 видам деятельности, в их числе — репетиторство, присмотр за детьми и пожилыми, уборка, мелкий ремонт, мойка автомобилей, выпас скота, народное целительство (при наличии лицензии), сбор макулатуры и другого вторсырья. Наличие удостоверение дает право на налоговые льготы. Доходы самозанятых не облагаются налогом на доходы физических лиц, а оплата их труда в случае привлечения к работе организаций на договорной основе, не является объектом исчисления единого социального платежа.
Созданы условиях и для начисления пенсий самозанятым. Самозанятые лица независимо от фактически отработанного времени уплачивают социальный налог за 2020 год в размере не менее 50% от суммы базовой расчетной величины (на сегодняшний день БРВ составляет 223 тысячи сумов). Данная сумма полностью направляется во внебюджетный Пенсионный фонд. Исходя из этого определяется размер заработка для исчисления пенсии в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.
Также созданы все условия для оперативной регистрации самозанятых, которую можно пройти он-лайн через специальное мобильное приложение или персональный кабинет налогоплательщика с выдачей матричного штрихового кода (QR-кода). Стоит отметить, что за первые дни в системе уже зарегистрировано свыше 45 тыс. самозанятых. Ожидается, что до конца года их количество превысит 200 тыс.
ЦЭИР провел ряд исследований о влиянии коронавирусной пандемии на жизнь узбекистанцев. Расскажите о них подробнее.
В начале июля Центр совместно со Всемирным банком масштабное исследование о социально-экономических последствиях COVID-19 в рамках проекта «Слушая граждан Узбекистана». Как показало это исследование в результате принятых правительством антикризисных мер, в апреле-мае количество узбекистанцев, потерявших работу, снизилось с 19% до 12%. Таким образом, уровень занятости граждан в этот период повысился с 43% до 58%. В мае количество сообщений о перебоях в предложении продуктов питания сократилось примерно до 6%. К тому же, нуждающимся была оказана государственная помощь по большей части в виде пособий (89%). Доля респондентов, согласных и подтверждающих, что правительство участвует в открытом диалоге с гражданами, составила около 95%.
Опрос предприятий о воздействии пандемии и введенных правительством профилактических мер на деятельность малых и средних предприятий проведенный ЦЭИР совместно с ПРООН показал, что подавляющее большинство предприятий (78%) продолжает вести предпринимательскую деятельность в условиях введенных ограничительных мер, связанных с пандемией.
Еще один индекс, который рассчитывает наш Центр - Индекс деловой активности в июне месяце продемонстрировал умеренный рост по отношению к прошлому месяцу. Деловая активность в экономике, как и в прошлом месяце, продолжает восстанавливаться. При этом значение ИДА, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, остается на низком уровне.
Также нами было проведено изучение состояния бизнес-климата в условиях ограничительных мер. В этом опросе приняли участие почти 1000 предприятий со всех регионов страны. Третий раунд опроса показал, что по мнению большинства респондентов экономика страны в ближайшие 2-3 месяца будет испытывать форсированное развитие.
Стоит подчеркнуть, что по результатам всех проведенных исследований можно говорить о том, что благодаря принимаемым мерам наша экономика оказалась достаточно устойчивой к кризисным явлениям типа пандемии (резкий спад наблюдался в течение одного месяца) и процессы восстановления в экономике проходят достаточно динамично. И это позволяет предполагать, что временное ужесточение ограничений не прервет начавшийся восстановительный рост.
Согласно прогнозам международных организаций благодаря принятым мерам Узбекистан относится к той небольшой группе стран, где негативные последствия пандемии ограничатся не спадом в экономике, а только снижением темпов экономического роста до 1,5%, что горазды выше, чем в большинстве других стран.
Примененный в связи с пандемией в некоторых странах метод «вертолётных денег», не вариант в условиях Узбекистана, считают многие аналитики. При этом многие граждане весьма благосклонно относятся к этому варианту. Что Вы можете сказать по этому поводу?
На фоне принятия в ряде стран мер поддержки в виде прямых выплат населению, так называемых "вертолетных денег", в нашем обществе не утихают дискуссии относительно целесообразности применения подобных выплат и у нас.
Необходимо сразу подчеркнуть, что пока на практике несколько стран пошли на подобные меры. В большинстве случаев используются именно целевые инструменты финансовой поддержки населения, занятости, а не массовые. Даже в тех случаях, когда идет раздача денежных средств, чаще всего устанавливаются ограничения в виде уровня доходов или же средства предоставляются наиболее пострадавшим или уязвимым группам.
В США, которые чаще всего приводятся в качестве примера подобной помощи, выплачивают 1,2 тыс. долларов каждому гражданину с доходами до 75 тыс. долл. и еще по 500 долл. на каждого ребенка в семье. Обозначенная сумма составляет 1,8% от валового национального дохода (ВНД) на душу населения в этой стране. Если принимать данный расчёт в условиях Узбекистане, то сумма выплат у нас должна составить 383 тыс. сум на одного работающего и 100 тыс. сум на ребенка. Понятно, что в масштабах республики это означает простое распыление средств. Ни о каком стимулировании спроса, что и является главнейшей задачей использования «вертолетных средств», не приходится.
Предположим гонконгский вариант в условиях Узбекистана. В Гонконге выплачивается примерно 1,2 тыс. долл. всем гражданам старше 18 лет – это порядка 7 млн. человек. Оценочно объем средств на выплату населению составляет порядка 9 млрд. долл. или 2,5% от ВВП Гонконга. Если в Узбекистане выплатить даже по 1 тыс. долл. всем от 18 и выше, а это порядка 23 млн. человек, то сумма составит 23 млрд. долл. что составляет 38% ВВП и 77% золотовалютных резервов страны, которые в настоящее время составляют 30 млрд. долл.
У нас, в отличие от «вертолетных денег», которые также создают риски разгона инфляции и увеличения дефицита бюджета, принята модель, которая позволит не просто помочь реально нуждающимся людям, а простимулировать их экономическую активность. Организуется адресная помощь находящимся в уязвимом положении группам населения, используются имеющиеся резервы для поддержки экономической активности и обеспечения людей работой, а соответственно и заработком. Безусловно данные меры в перспективе дадут больший экономический эффект, чем разовые денежные выплаты всему населению страны.