Тема членства в Евразийском экономическом союз (ЕАЭС) активно обсуждается в Узбекистане на всех уровнях: правительственном, парламентско-партийном, экспертно-аналитическом, общественном.
Различные мозговые центры развитых и развивающихся стран тщательно изучают положительные и отрицательные стороны вступления республики в ЕАЭС. В начале января этого года Центр экономических исследований и реформ при Администрации президента (CERR) представил свое исследование по оценке влияния возможного вступления Узбекистана в Евразийский союз. В ноябре прошлого года германский мозговой центр «Берлин экономикс» и российский «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара» на основе модели общего равновесия изучили последствия вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС.
В связи с этим, редакция Spot обратилась за комментарием в Центр экономических исследований и реформ с просьбой прокомментировать какой эффект может оказать на автомобильную промышленность Узбекистана возможное вступление в ЕАЭС.
В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более 3-х млн. транспортных средств, из них 89% являются легковыми автомобилями. Внутренний рынок легковых автомобилей оценивается в 2,6 млрд. долл. США, т.е. около 5% ВВП Узбекистана. Несмотря на существенный рост автомобилей за последние 5-10 лет, количество легковых автомобилей на душу населения остаётся на низком уровне – 90 шт. на 1000 человек. Для сравнения, данный показатель в Казахстане составляет – 202 шт., России – 300 шт., Германии – 567 шт., США – 800 шт. и т.д. Таким образом, автомобильный рынок Узбекистана имеет большой потенциал роста, ограниченный, конечно же, покупательной способностью населения.
Согласно действующим правилам, при ввозе иномарки в Узбекистан нужно заплатить пошлину в размере 30–40% от его стоимости, в зависимости от объема двигателя, а также надбавку 1,8-3,0$ за кубический сантиметр объема двигателя. Суммарно, эти таможенные платежи достигают 70-120% от стоимости автомобиля. Ставка применяется как для новых, так и для подержанных автомобилей. Если автомобиль произведен в Украине или странах СНГ, эта пошлина не взимается.
Помимо пошлины уплачивается акцизный налог, который составляет от 2,4 до 3,1 долл. США за куб. см. двигателя. Для автомобилей из Украины и стран СНГ ставка акцизного налога составляет 2%.
При вступлении Узбекистана в ЕАЭС ожидается снижение пошлин для автомобилей, не произведенных в Украине и СНГ, до 16-20%. Также ожидается снижение транспортных расходов в связи с увеличением конкуренции с транспортными компаниями ЕАЭС, ускорением прохождения границ, снижением тарифов на транзит.
Выигрыш от снижения транспортных издержек составит примерно 240 млн. долл. в год. В целом, цены на автомобили снизятся не менее чем на 10-15%.
В настоящее время Узбекистан поставляет десятки видов комплектующих для автопроизводителей из стран ЕАЭС. Если Узбекистан добьётся снятия нетарифных барьеров, экспорт этой категории товаров может вырасти до 100 млн. долл. США в год.
Узбекскому автопрому в настоящее время предоставлены ряд льгот. На большинство комплектующих для производства автомобилей в Узбекистане, а также на продукцию крупноузловой сборки, импортные пошлины не взимаются.
Вхождение на рынок ЕАЭС также означает переход на современные стандарты технических требований, таких как система экстренного реагирования при авариях - ЭРА ГЛОНАСС и экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах - Евро 5. Между тем, следует отметить, что необходимо будет устанавливать не только оборудование на автомобили, но и развивать всю сопутствующую инфраструктуру, в том числе, в отдаленных районах. Принятие более строгих экологических стандартов означает не только строгие требования к автопроизводителям, а в равной мере и качеству реализуемого бензина на заправках, который, к сожалению, еще далек от европейского качества.
Все эти действия негативно отразятся на финансовом положении предприятий в автомобильной промышленности. Из-за ужесточения конкуренции и роста объемов импорта, местные предприятия будут вынуждены принять меры по повышению конкурентоспособности. Отмена таможенных льгот, переход на Евро 5 и установка ЭРА ГЛОНАСС напрямую отразится на себестоимости продукции, снижении рентабельности и исполнении инвестиционных программ.
Самое большое снижение импортных пошлин ожидается для «б.у. автомобилей», т.е. возрастом более 3-х лет. Импортные пошлины этой категории снизятся в несколько раз, что может привести к существенному увеличению старых автомобилей и дополнительному загрязнению воздуха.
Все предприятия автомобильной промышленности, как и вся экономика в целом, будут вынуждены сократить расходы, снизить себестоимость, улучшить качество продукции, увеличить долю местного производства и снизить импорт комплектующих, поддерживая активную маркетинговую программу, завоёвывать новые рынки, т.е. вести конкурентную борьбу, как и положено в условиях рыночной экономики.
Банковскому сектору необходимо обеспечить население доступными кредитами для покупки местных автомобилей.
Приоритетом для каждой страны - Узбекистан не является исключением - остаётся отстаивание национальных интересов. Мы можем воспользоваться новыми возможностями, а негативные последствия минимизировать путем глубокого экономического анализа, обсуждения и решения проблем с заинтересованными сторонами, переговоров с другими членами союза, что позволит нам защитить наиболее уязвимые стороны автомобильной промышленности, добиться изъятий из норм или переходного периода.