В своем Послании парламенту страны Президент Узбекистана подчеркнул необходимость совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики в 2020 году, который был объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. При этом было отмечено, что в настоящее время в Ташкенте создается IT-парк с современной инфраструктурой. Подобные IT-парки будут также организованы в Нукусе, Бухаре, Намангане, Самарканде, Гулистане и Ургенче. В целях подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий совместно с партнерами из ОАЭ запущен проект «Один миллион программистов» (Million Uzbek Coders»).
Началом стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно считать середину прошлого века, когда была изобретена и создана электронная вычислительная машина (ЭВМ), которая, пройдя различные этапы своего усовершенствования, приобрела привычный для нас вид компьютера и различных используемых нами гаджетов. При этом разработка различных программ и алгоритмов работы ЭВМ позволила в значительной степени автоматизировать вычислительные процессы, а также обеспечить накопление, хранение и анализ больших объемов данных.
В исследовании «Глобальная цифровизация: от периферии к центру» компании International Data Corporation (IDC) дается прогноз о том, что глобальный объем созданных, собранных и воспроизведенных данных по всему миру (начиная с жестких дисков, базовых станций телефонной связи и заканчивая устройствами в виде гаджетов) может вырасти с 33 зеттабайт в 2018 году до 175 зеттабайт к 2025 году, то есть более чем в 5 раз. При этом объем информации, хранящейся в компаниях, будет составлять свыше 80% мировых данных. Учитывая нарастающий рост объема информации, которую необходимо обрабатывать, информационные данные все больше перетекают из локальных в «облачные» хранилища, в которых к 2025 году будет обрабатываться половина всего объема информации.
Кроме этого, аналитики IDC прогнозируют, что количество гигабайтов в день на душу населения будет увеличиваться до 2025 года в среднем на 21% в год и в 2025 году средний подключенный к сети потребитель будет взаимодействовать с цифровыми данными, в том числе благодаря «интернету вещей», каждые 18 секунд, что эквивалентно почти 5 тысячам взаимодействий в день.
С развитием информационных технологий шло их активное внедрение в различные области экономики, что в значительной степени способствовало повышению эффективности производственных процессов и оказания услуг, а также значительному сближению науки с производством и ускорению процессов внедрения в практику научных достижений.
Высокая конкуренция на рынке товаров и услуг мотивирует производителей постоянно работать над улучшением качественных характеристик производимой продукции, в том числе путем быстрого внедрения в производство новых разработок. При этом, если в промышленном производстве для модернизации производства и создания необходимой инфраструктуры требуется определенное время, то внедрение новых научных разработок в сфере ИКТ может происходить в очень короткие сроки.
Специальность IT стала одной из самых востребованных и высокооплачиваемых на рынке труда и включает в себя различные направления деятельности, начиная с тех, кто занимается непосредственно самим компьютерным оборудованием, в том числе установкой программ, обеспечивает работу серверов, и заканчивая программистами, которые создают компьютерные программы или приложения к ним для различных пользователей.
Учитывая, что сегмент экономики, связанный с бизнес-процессами на основе ИКТ, в том числе с разработкой новых программных продуктов, постоянно растет, во многих странах уделяется особое внимание развитию данного направления. При этом создание благоприятных условий и поддержка развития сектора ИКТ со стороны государства осуществляются преимущественно путем создания технопарков высоких технологий, в том числе IT-парков.
В мире насчитывается около 2500 технопарков, из которых в США – около 300, Японии – около 110, Китае – более 80, Индии – более 50, Евросоюзе – более 600, из них в Германии – 360, во Франции – около 80, в Финляндии – более 25, России – около 130.
IT-парк представляет из себя своего рода свободную экономическую зону, где его резидентам предоставляются различные льготы (налоговые, таможенные и др.), а также консалтинговые услуги для того, чтобы начинающие компании (стартапы) в сфере высоких технологий могли быстро развиваться и создавать эффективные производства наукоемкой продукции.
При этом технопарки могут иметь узкую специализацию или быть многопрофильными и, сближая науку с производством, способствовать социально-экономическому и инновационному развитию региона или страны в целом, а также становится центром генерации инноваций и создания перспективных стартап-проектов.
IT-парки, которые создают возможности для развития IT-бизнеса, могут не только обеспечить внутренний рынок востребованным программным продуктом, но и способствовать росту экспорта наукоемкой продукции. Сфера IT предоставляет реальную возможность создавать масштабное производство с экспортным потенциалом. При этом востребованный на рынке программный продукт легко экспортировать без особых усилий и издержек через возможности сети интернет практически в любую страну мира.
Перспективным считается создание собственных продуктов (программ, сайтов, мобильных приложений), которые будут способствовать созданию рабочих мест и притоку инвестиций через экспорт производимой продукции, а не внедрение компаниями IT-парка чужих разработок и продажа чужих программ, что, наоборот, будет сопровождаться оттоком части прибыли владельцу данной интеллектуальной собственности.
Эффективность деятельности IT-парков во многом зависит от следующих факторов:
- от наличия по месту нахождения IT-парка крупных образовательных и научных центров, которые будут обеспечивать IT-парк специалистами, способными разрабатывать перспективные бизнес-планы;
- от наличия инвесторов, особенно частных, готовых инвестировать в реализацию проектов технопарка по принципу венчурного инвестирования (государство также может участвовать в инвестировании по принципу: на вложенную единицу бюджетных средств должно приходится несколько единиц частного инвестирования);
- от принятия в стране государственных, региональных и отраслевых программ по диверсификации экономики и внедрению инноваций, к реализации которых могут подключаться начинающие стартапы IT-парка.
Оценка деятельности технопарков может осуществляется по показателям результативности и социально-экономического эффекта от вложенных в их создание бюджетных средств. При этом в итоге прибыль резидентов технопарка должна превышать вложенные государством инвестиции, что будет свидетельствовать об их эффективности. План работы технопарков должен предусматривать количественный рост компаний резидентов IT-парка, рабочих мест, объема производимой высокотехнологичной продукции и показателей ее экспорта.
Мотивировать к росту эффективности работы IT-парков можно путем предоставления им возможности подавать заявки на получение субсидий на возмещение части затрат, потраченных на создание инфраструктуры технопарка по итогам финансовой отчетности компаний-резидентов.
При этом государство может возмещать IT-парку полученные от финансовых учреждений субсидии, использованные на создание инфраструктуры технопарка, в зависимости от объема налоговых и таможенных отчислений, поступивших в бюджет в результате деятельности его резидентов (например, по объему уплаченных компанией-резидентом НДС, государство может компенсировать половину и более от этой суммы, и т.д).
Во многих странах IT-парки в своей деятельности вынуждены руководствоваться принципом «производим только то, что продается», а не принципом «продаем все то, что производим», так как каждый программный продукт должен в короткие сроки найти свое применение на практике и тиражироваться, иначе он просто морально устареет. В настоящее время новые программные продукты информационных технологий создаются на базе уже используемых программ и приложений путем их дальнейшего совершенствования. В связи с этим работа по созданию нового продукта усложняется, а эффект отдачи при его внедрении на практике соответственно ниже, чем это наблюдалось в период создания первых и основных используемых ныне операционных программ.
IT-парки могут сыграть большую роль в создании рабочих мест, там, где ресурсы и возможности для создания новых производств ограничены, что очень важно для условий Узбекистана, где наблюдается избыток трудовых ресурсов, особенно среди молодежи.
Специалистов в области информационных технологий и программирования готовят в Ташкентском университете информационных технологий, Университете Инха, который был создан в 2014 году при сотрудничестве с аналогичным университетом Южной Кореи, Ташкентском Вестминстерском университете и других вузах.
В целях расширения возможностей для молодежи овладеть востребованной на рынке специальностью в Университете Инха в Ташкенте при содействии ОАЭ в ноябре 2019 года запущен проект One Million Uzbek Coders по подготовке миллиона отечественных программистов. В рамках данного проекта организовано дистанционное обучение программированию через специальный сайт UzbekCoders.uz, курс рассчитан на 120 часов обучения. По данным сайта в настоящее время зарегистрировались около 20 тысяч участников, получили сертификаты около 2 тысяч и стали выпускниками около 650 человек.
В развитии достигнутых в ходе визита Президента Узбекистана в Индию 30 сентября 2018 года с индийской стороной договоренностей были открыты филиалы индийских университетов в Узбекистане: университета Амити в Ташкенте и университета Шарда в Андижане. Начиная с прошлого учебного года университеты начали прием студентов для обучения, в том числе по специальности информационные системы и компьютерные сети, разработчики программного обеспечения, кибербезопасности, электроники, коммуникационного инжиниринга и другим направлениям, связанным с информационными технологиями. Университетам сроком до 1 апреля 2022 года предоставлены налоговые и таможенные льготы.
В Узбекистане, в соответствии с утвержденной Стратегией инновационного развития на 2019-2021гг., планируются дальнейшее развитие отечественной индустрии разработки программных продуктов посредством создания технопарков для стартап-проектов и доведение к 2021 году доли экспорта услуг в сфере ИКТ до 4% от общего объема.
Начало развитию технопарков в Узбекистане была заложено Указом Президента от 30 июня 2017 года «О мерах по коренному улучшению условий для развития отрасли информационных технологий в республике», в соответствии с которым был создан Инновационный центр Mirzo Ulugbek Innovation Center по поддержке разработок и внедрению информационных технологий.
В ходе первого официального визита Президента Узбекистана в Индию 30 сентября 2018 года с индийской стороной были достигнуты договоренности о расширении сотрудничества, в том числе в области информационных технологий. В развитии данных договоренностей в г. Ташкенте был образован Технопарк программных продуктов и информационных технологий (IT-парк), в строительство которого 20 ноября 2019 года Президент заложил символический первый камень. Организаторами данного технопарка стали Мининфоком и Общество парков программных технологий при Министерстве электроники и информационных технологий Индии.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года Инновационный центр по поддержке разработки и внедрения информационных технологий Mirzo Ulugbek Innovation Center был упразднен, а его резиденты перешли в Технологический парк программных продуктов и информационных технологий, что позволило объединить усилия и ресурсы для развития дальнейшей ИТ-культуры и стартап-экосистемы в Республике Узбекистан. Причем льготы, предусмотренные указом Президента от 30 июня 2017 года, постановлением правительства от 10 января 2019 года, были распространены на резидентов нового технопарка.
Указанные льготы включают в себя освобождение резидентов технопарка сроком до 1 января 2028 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, единого социального платежа, а также уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию, программное обеспечение, не производимые в Узбекистане. В технопарке также значительно упрощена процедура регистрации резидентов, которая в среднем занимает не более 15 дней. Финансирование перспективных стартап-проектов, реализуемых резидентами технопарка, осуществляется за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и подведомственных организаций Мининфокома.
В новом технопарке, который будет представлять собой инновационный городок, создан полный цикл стартап-экосистемы отрасли информационных технологий. Это своего рода конвейер «по производству готового ИТ-бизнеса», который начинается с IT-академии, где участник технопарка может углубить свои знания и навыки программирования, далее он попадает в программу инкубации, которая дает ему возможность развивать свои IT-идеи, затем по программе акселерации развить прототип своего продукта и испытать его на реальном рынке и, наконец, как резидент технопарка – получить налоговые, таможенные льготы для дальнейшего развития своего бизнеса.
В настоящее время направления деятельности резидентов технопарка преимущественно сосредоточеныо на разработке программных продуктов и сервисов для оптовой торговли и дистрибуции, финансового рынка и технологического производства. В дальнейшем планируется расширить спектр предоставляемых в технопарке условий путем строительства на его территории IT-офисов, бизнес-центра, коворкинг-центра, центра разработок мобильных приложений, центра дистанционных информационных технологий, гостиницы и других сооружений. Общая стоимость проекта технопарка составит около 150 млн. долларов.
В настоящее время число резидентов технопарка превысило 360 и в общей сложности в нем работают около 4 тысяч специалистов. Планируется, что годовой объем произведенной в технопарке продукции превысит 10 млн. долл. в 2020 году и достигнет 100 млн. долл. в 2025 году. При этом планируется доведение числа рабочих мест до 16 тысяч, в первую очередь, для трудоустройства талантливой молодежи. В 2020-2025 гг. планируется организовать филиалы технопарка в регионах, увеличить число резидентов в 3 раза и довести количество работающих специалистов до 40 тысяч. Будет расширен спектр разрабатываемых компьютерных услуг и программного обеспечения, а также наращиваться их экспорт.
IT-академия при технопарке планирует ежегодно выпускать не менее 1,5 тысячи специалистов по востребованным направлениям программного обеспечения, а также является основным исполнителем проекта One Million Uzbek Coders. При IT-парке реализуется также совместная с Министерством народного образования пилотная версия проекта IT-обучения в 20 школах по всей республике в рамках проекта IT-Nation. Проект предусматривает включение в учебную программу новых предметов по программированию и другим направлениям, связанным с информационными технологиями. IT-парк предоставляет налоговые льготы также компаниям, занимающимся IT-образованием, что должно привести к росту числа учебных центров по направлению ИКТ и, соответственно, расширить возможности компаний, разрабатывающих программное обеспечение для их внедрения в процессы обучения.
Таким образом, расширение сети IT-парков в Узбекистане, а также создаваемые условия для IT-образования, подготовки программистов, в том числе в рамках национального проекта «Один миллион программистов», будет содействовать росту уровня образования населения, числа создаваемых в стране новых высокооплачиваемых рабочих мест, объема производства и экспорта инновационного и наукоемкого отечественного продукта.
(обзор по материалам публикаций в сети интернет)
США. Всемирно известный технопарк «Силиконовая, или Кремниевая, долина» (Silicon Valley) в Калифорнии получил название от слова кремний (по анг. silicon), из которого изготавливаются транзисторные электронные микросхемы. Созданию Силиконовой долины предшествовало создание Стенфордского индустриального парка, который был образован в 1950-х годах в результате сдачи Стенфордским университетом части своей свободной территории для открытия небольших фирм и компаний выпускниками университета. В результате вокруг Стенфордского университета стали создаваться стартапы, переросшие впоследствии в известные IT-компании. Со временем Кремниевая долина превратилась не только в технологический центр США, но мировой центр высоких технологий. Около 40% всех американских IT-инженеров работают в Калифорнии. В Кремниевой долине около 7 тысяч компаний, в которых работают около 386 тысяч IT-специалистов, всего в США их насчитывается более 4 миллионов. В связи с этим треть всех венчурных инвестиций в США приходится на Кремниевую долину.
Индия. В 1991 году правительством Индии в лице Министерства электроники и информационных технологий было создано Общество – «Программное обеспечение технологических парков Индии» (Software Technology Parks of India – STPI) с целью поощрения, продвижения и стимулирования экспорта программного обеспечения из Индии путем оказания всяческой поддержки IT-компаниям на государственном уровне. STPI является государственным учреждением, поставщиком интернет-услуг и инкубационных программ, имеет 57 парков по всей Индии, в которых свою деятельность ведут более 4 тысяч IT-компаний. Общее количество IT-специалистов, работающих в рамках STPI, превышает 4 миллиона, офисы STPI имеются в 59 городах Индии.
В 2019 году индийские технологические стартапы привлекли 14,5 млрд. долл. инвестиций, а на 2020 год правительство Индии выделило 1,12 млрд. долл. только на развитие квантовых компьютеров. Один из крупных индустриально-научных парков Индии находится в городе Бангалор, который считается «индийской Кремниевой долиной». Другим центром индийской IT-индустрии считается город Мумбаи. Объем IT-экспорта Индии составляет порядка 65 млрд. долл. в год, из них 60% приходятся на США и 30% – на страны Европы.
Китай. В 1980 году в городе был основано первое в КНР негосударственное инновационное предприятие «Служба поддержки передовых технологий». В 1988 году Чжунгуаньцунь стал первым в Китае районом освоения науки и техники государственного значения, в котором сконцентрирована значительная часть научно-технологического потенциала страны. В 2009 году решением Госсовета КНР Чжунгуаньцунь был преобразован в Образцовую инновационную зону национального уровня, которая считается «китайской Кремниевой долиной».
В 2018 году суммарная капитализация торгующихся на бирже компаний Чжунгуаньцуня составила около 800 млрд. долл., а суммарный доход – почти 580 млрд. долл. Самой известной компанией-резидентом является Lenovo. Компании «Хуавей» и «Алибаба», которые считаются гиганты китайской IT-индустрии, наряду с Lenovo, являются спонсорами инкубаторов технопарка.
Израиль. В стране имеется своя Силиконовая долина – Silicon Wadi, которая начала формироваться в 1960 годы и охватывает большую часть страны. В 1980 годах в Израиле стали развиваться отечественные компании, специализирующиеся на разработке программного обеспечения, а в 1990 годах в израильской Кремниевой долине открыли свои представительства практически все крупные высокотехнологические компании, начиная от Qualcomm и Intel и заканчивая Microsoft и Google. Таким образом, Silicon Wadi стала фактически второй в мире по значимости «кремниевой долиной» после Калифорнии.
В Израиле развито венчурное инвестирование со стороны как местных, так и иностранных фондов. Израиль занимает первое место в мире по доле венчурных инвестиций в общем объеме ВВП (0,38%). Ежегодно в Израиле появляется 1300 новых стартапов. По количеству котирующихся на бирже стартапов Израиль уступает только США и Китаю. По показателю их плотности на душу населения страна занимает первое место в мире.
Россия. Инновационный центр «Сколково», или «российская Кремниевая долина», считается инфраструктурным государственным проектом для развития IT-отрасли в стране и реализуется Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в рамках принятого в 2010 году Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Льготы по налогам для «Сколково» установлены напрямую Налоговым кодексом. Для резидентов «Сколково» действуют льготные ставки по уплате НДС, от уплаты налога освобождаются (за исключением «ввозного» НДС) организации, получившие статус участника проекта. Льготы действуют в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта.
Резидентами «Сколково» могут быть компании, находящиеся в любом регионе России (экстерриториальный принцип). В настоящее время в «Сколково» зарегистрировано более 2 тысяч участников, создано более 27 тысяч рабочих мест, запатентовано более 1,2 тысячи разработок и технологических решений. Общая площадь объектов «Сколково» к концу 2020 года может достигнуть 1 миллиона квадратных метров, а объем инвестиций в проект может составить около 7 млрд. долларов.
Беларусь. В целях развития IT-бизнеса в стране был создан Парк высоких технологий (ПВТ) в виде особой экономической зоны, в которой созданы особые правовые условия, предусматривающие налоговые льготы для его участников (освобождение: от налога на прибыль; на добавленную стоимость по оборотам от реализации на территории Беларуси; земельного налога и налога на недвижимость в отношении объектов налогообложения, находящихся в границах ПВТ).
В ПВТ действует экстерриториальный принцип, то есть компания-резидент может осуществлять деятельность в любой местности Беларуси и пользоваться предоставленными льготами. В 2019 году в ПВТ работало более 30 тысяч человек, числились зарегистрированными более 450 компаний-резидентов, из них 53% резидентов учреждены белорусскими инвесторами, 47% – с участием иностранного капитала, среди которых 20% – совместные предприятия и 27% – компании со 100%-ным иностранным капиталом.
Молдова. В Молдове создан IT-парк в виде виртуальной платформы Moldova IT-Park, что позволяет его резидентам после регистрации выполнять необходимую работу по месту нахождения своего офиса на территории страны, что выгодно как резидентам, так и государству, которому не надо создавать физическую инфраструктуру для IT-парка. В настоящее время на сайте moldovaitpark.md зарегистрированы 550 резидентов, из них 136 с иностранным капиталом из 33 стран. Число сотрудников в компаниях-резидентах Moldova IT-Park составляет 9,7 тысячи.
Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР Экономическое обозрение №5 (245) 2020