В исследовании применяется инновационный подход к концепции социальной защиты, в рамках которого соцзащита рассматривается в широком смысле и включает не только социальную помощь и пенсии, а комплекс политик на рынке труда, в системе образования, здравоохранения, социальные программы по предоставлению жилья и других активов. Такой подход позволяет рассматривать социальную защиту в увязке с перспективами и направлениями структурных преобразований экономики, прогнозируемым изменением демографических параметров, социальной структуры общества, трансформацией образа жизни и ценностных ориентиров людей в средне- и долгосрочной перспективе. Главный вывод исследования заключается в том, что на новом этапе развития страны система социальной защиты должна стать эффективным инструментом стимулирования процессов трансформации экономики, общества, институтов.
Главная задача, возложенная на социальную защиту в переходный период — защитить уязвимые группы населения путем предоставления гарантированных доходов — была с успехом выполнена. В сложный период реформ система социальной защиты позволила смягчить негативные эффекты структурных преобразований, сохранить социальную устойчивость и обеспечить выполнение социальных прав граждан. Удалось не допустить масштабного снижения уровня жизни и обнищания уязвимых групп населения, сохранить доступ детей из малообеспеченных семей к бесплатному здравоохранению и образованию, поддержать сложившиеся еще в дореформенный период тенденции высокой грамотности населения.
Сегодня, с завершением переходного периода включением Узбекистана в группу стран со средним уровнем дохода, перед страной стоят новые задачи по трансформации экономики и общества. Реализация этих преобразований будет оказывать значительное влияние на благополучие людей, возможности выбора и реализации социальных прав каждого человека. В результате, изменится спрос на параметры и качество предоставляемых социальных услуг. В соответствии с этим, потребует пересмотра действующая модель социальной защиты.
Параметры модели социальной защиты на новом этапе будут определяться теми ориентирами, целями и задачами развития, которые страна ставит перед собой на средне- и долгосрочную перспективу.
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.